Великий Новгород

  Центр молодежных инициатив
Телефон: (8162) 94-80-39, (8162) 77-11-64, E-mail: [email protected] 


Проект «Продолжение»


Тема: результаты конкурса эссе "Продолжение"

Дата: 4 мая 2004 г.

 

Трагедия «Курска» как зеркало Российской демократии. («Дом, в котором нам жить!»)

 

Соколович Анастасия Игоревна

15 лет

МОУ "Лицей-интернат"

Учитель - Волковинская Татьяна Ивановна

 

Сегодня очень часто в СМИ можно услышать или прочесть: «Мы учимся жить в правовом государстве ...» Учимся ... Бесспорно - учиться никогда не поздно. Тем более, что Россия является частью Европейского сообщества, и мы хотим, чтобы страны «старого света» видели в России доброго соседа. И нам есть чему учиться в области правового просвещения у Европы. Ещё В.В. Маяковский писал: «Смотрите на мир без очков и без шор. Глазами жадными цапайте всё то, что в нашей стране хорошо и что хорошо на Западе». Но, мне кажется, защиту прав моих соотечественников - если использовать школьные баллы - можно часто оценить низкой отметкой.

Не так давно все газетные и журнальные публикации буквально «пестрели» статьями и сообщениями о гибели в августе 2000 года атомной подводной лодки «Курск». Весь мир завороженно следил за трагедией в Баренцевом море.

Так уж случилось, что незадолго до этого мы с семьей присутствовали на замечательном празднике, посвященном Дню военно-морского флота, в городе Балтийске, Калининградской области.

Жаркий июльский день... Ласковое море... Стройные ряды военных моряков; их белоснежные кители, золотые галуны; звенящие тонкой сталью морские кортики, троекратное «Урр-аа!». И, конечно, корабли - гордость русского флота. На одном из них - наш президент, специально приехавший принимать парад в честь трехсотлетия Балтийского флота.

В Калининграде всегда по-особенному проходит этот праздник. Наверное, потому, что каждый житель этого города так или иначе связан с морем. Чувство причастности, гордости за нашу морскую державу охватило и меня. И эта удивительная радость не покидала какое-то время, пока я не услышала двенадцатого августа по радио страшную фразу: «В Баренцевом море терпит бедствие подводная лодка «Курск». И наряду с какими-то спортивными новостями, сводками о погоде и прочей, ничего не значащей ерундой, эта фраза - приговор; «Лодка легла на дно».

Тогда еще никто не мог предположить, что стоит за этим словосочетанием. Весь мир затаился, а я поняла: праздник закончился. Потом были мучительные дни ожидания «чуда». Так хотелось, чтобы вся эта «парадная мощь» державы оказалась не просто бравадой и желанием продемонстрировать кому-то свою силу, а элементарным умением вовремя прийти на помощь своим морякам (тем, которые еще вчера салютовали президенту!) или хотя бы грамотно принять эту помощь от ближайших соседей. Но этого не произошло. Да, я понимаю, пока есть границы - будут и запреты, и военные тайны. Но ведь у военных моряков тоже было главное право - право на жизнь. И защита этого права - обязанность государства.

Не знаю почему, но с первого же дня я стала собирать все газетные и журнальные публикации о «Курске». Настолько противоречивыми показались мне эти сведения, что я поняла: правду о «Курске» можно прочитать только между строк, когда схлынет вся муть, осядет на дно, успокоится, перестанет клокотать эта водная и газетно-журнальная стихия, вода станет вновь прозрачной, а море спокойным. Я все перечитаю и во всем разберусь. Сама.

А тогда, казалось, журналисты, высокие начальники, адмиралы и флотские командиры пребывали в растерянности. Никто из них не знал, что на самом деле случилось, а главное

- какую информацию можно говорить, а какую - ещё нельзя! И хотя « железный занавес» давно рухнул, мы как будто продолжали скрывать какое-то важнейшее стратегическое оружие, какую-то «военную тайну». Впервые за многие годы ситуация публичной политики и гласности требовала открытого и прямого диалога, а главное - необходимости принять единственно-мудрое решение: не умалчивать и скрывать что-то за пустой фразой «легла на дно», не пытаться справиться собственными силами, а задуматься о тех, кто терпит бедствие и пока ещё посылает сигнал «SOS».

Из записки капитана-лейтенанта Дмитрия Колесникова: «13.15. Весь личный состав из 6, 7, 8 отсеков перешёл в девятый. Нас здесь 23 человека. Мы приняли это решение в результате аварии. Никто из нас не может подняться наверх». На записке точно обозначено лишь время: «13.15» Это могло быть и в день катастрофы, и позже.

Двадцать три человека ждали помощи... Сколько времени пришлось им бороться за жизнь в темноте, холоде, ужасе этой леденящей стихии? Сколько страшных минут пришлось пережить тем, кто умирал последним? Сколько мыслей о доме, о близких, любимых пронеслось в голове каждого? И, наверное, последнее желание, так и не сбывшееся ни для кого, - хотя бы ещё раз увидеть любимую землю, родной причал в Видяево н солнце, озаряющее мрак этой страшной ночи,

Мертвецы стучат - живые! - по железному нутру.

Офицеры, рядовые бьются, как стенокардия, помнят дочь, жену, сестру...

Времена глухонемые. Господи, уйми стихию!

Дай надежду, хоть искру!... Куда держишь курс, Россия?

WWW «Курск» .ru

А. Вознесенский «Молитва о Курске».

А Россия отвечала на происшедшее по-разному. Газета «Комсомольская правда» 27октября, 2000 года.

13 августа:

«Командующий северным флотом адмирал В.Попов в интервью с представителями СМИ высоко оценивает результаты учений, ни словом не упомянув о ЧП (к этому моменту лодка уже почти сутки лежит на грунте).

14 августа:

«Пресс-служба ВМФ официально сообщает, что «связь с подлодкой восстановлена». Представитель руководства Мурманской области сообщает, что связь с лодкой восстановлена через спасательный аппарат «Колокол». С его помощью осуществляется подача топлива, кислорода, продув систем подлодки.

15 августа:

Командующий северного флота заявляет о том, что наступает момент «снятия экипажа с подлодки»

Акустики утверждают, что по-прежнему «слышат удары, доносящиеся изнутри лодки» (и т.д. и т. п.)

Поражает цинизмом заявление командующего Северным флотом В.Попова. Обращаясь к родственникам погибших с телеэкрана, он скажет: «После столкновения большинство членов экипажа не прожили и трех минут». И другое заявление от 13-го октября на пресс-конференции в Санкт-Петербурге вице-премьер И.Клебанов заявил, что к моменту, когда «Курск» лег на дно, все члены экипажа, по всей вероятности, были мертвы.

Столь противоречивая информация заставила людей задуматься... И, пожалуй, это главное достижение российской демократии: мы научились задавать вопросы и искать на них ответы. Жаль только, что порой лишь трагедия подталкивает нас к размышлению и оценке происходящих событий. ( «Приложение»№ 1).

В одной небольшой статье Е.Умеренкова «Кто стучал по обшивке подлодки?» (от 18 октября 2000-го года «КП» ) автор пишет: «У вранья,... даже у самого маленького, есть особое свойство - оно способно разрастаться до невероятных размеров и уже диктовать свою железную логику тем, кто его запустил. Это - машина, которая начинает крутиться сама по себе. Чтобы ее остановить, кто-то должен проявить личное мужество, наплевав на собственную репутацию и карьеру». Почему всех нас так оглушила эта трагедия? Разве

мало их было в России? Но вся страна действительно жила этой болью, и все слышнее были голоса людей: «Затонувшая подлодка, - пишет Е.Умеренков в этой же статье, - не Тунгусский метеорит, оставшийся загадкой века. Вернее, нельзя допустить, чтобы из нее попытались сделать такую загадку».

После того, как норвежские водолазы открыли люк и выяснилось, что девятый отсек полностью затоплен водой и в живых уже никого нет... домой к родным стали приходить письма от еще (или всегда?!) «живых» - для родителей, жен, детей - подводников. Такие письма приходили в Воронежскую область, в Амурскую, в Челябинскую... 15 августа родители матроса подводной лодки «Курск» Николая Павлова получили от сына письмо:

«Здравствуйте, родные мои папулька, мамулька и сестричка Танюшка. Со здоровьем у меня, мам, нормально. Не волнуйся за меня. Главное, берегите себя и не болейте...» («Приложение№2» )

Такое же письмо с подводной лодки «Курск» пришло в семью Кузнецовых в г. Великий Новгород от их сына Виталия.

Виталий Кузнецов - не просто мой земляк. Он окончил среднюю школу №27, ту самую, в которой в 2000-м году училась я. Он ходил по той же аллее, может быть, сидел за моей партой, его учили те же учителя, что и меня. ( «Приложении №3»). И, может быть, поэтому, размышляя о человеческом достоинстве, я решила раскрыть эту тему, исследуя журнальные и газетные статьи о «Курской трагедии». Чем больше я читала и думала о «Курске», тем острее ощущала эту боль. Сейчас я начинаю понимать, что в этих обыкновенных ребятах, оказавшихся на «Курске», нет особенного героизма. Они выполняли свой воинский долг, они выбрали эту профессию, они любили свою страну, они верили, что стране это нужно! А истинная гражданская позиция заключается не в том, чтобы слепо верить в любые, иногда даже абсурдные, доходящие до фанатизма лозунги, идеи, фразы. Настоящий патриот и гражданин своего Отечества тот, кто видит многие недостатки, не боится их признать, но от этого не перестает любить свое Отечество и свой народ меньше. Наоборот, возникает острая боль за судьбу своего народа, желание разделить с ним печаль и радость, стремление изменить что-то к лучшему. Не случайно именно сейчас, работая над сочинением, я обратилась к этим материалам: в них, как в зеркале, отразилась Российская действительность - человек и его права. А наш Новгород - это часть России, значит - и права жителей нашего региона. Конечно же, анализ материалов СМИ позволил сделать вывод о том, что демократия в нашей стране неуклонно развивается. Свидетельство тому - сами газетные и журнальные публикации, жестко оценивающие действия органов власти и отстаивающие права простого человека. Но мне стало ясно, что этот институт еще далеко не совершенен. Достаточно вспомнить о том, как поступили с семьями погибших подводников. По закону двум родственникам военнослужащего, попавшего в критическое положение, предоставляется право выехать к месту дислокации военной части за счет государства. Но для этого нужно было составить распоряжение - правительство такое распоряжение не предоставило. А потому «деньги на проезд» родственникам выделяли местные власти.

В статье С.Хлебникова «Подлодка, на которой мы живем» (от 23-го августа 2000-го года «Новая новгородская газета») автор проводит четкую грань: государство развело людей по разные стороны - «они» (те, у которых власть, деньги, огромные права) и «мы» (простые люди, а точнее, граждане своего Отечества, которые эти права бесконечно должны отстаивать), а мы, к сожалению, их даже не всегда знаем. Вот почему возникла острая необходимость правового просвещения граждан. И в этом направлении мы делаем лишь первые шаги: мы учимся жить в правовом государстве, учимся толерантности и терпимости, учимся уважать чужое мнение и иметь свое. А главное, как я уже говорила, мы учимся думать и задавать вопросы. Моя учительница как-то сказала, что, когда она была в моем возрасте, ей и в голову не приходило в чем-либо сомневаться и не принимать на веру то, что публиковалось в газетах. Само название «Правда» предполагало, что печатается правда. Мы же сегодня уже научились не принимать все безоглядно на веру, научились размышлять и над цифрами статистики (где-то слышала, что существует три вида лжи: ложь, гнусная ложь и статистика), и над материалами СМИ. Мы учимся сегодня со всей страной жить в правовом государстве, то есть отстаивать свои права, но не ниспровергать все на своем пути - Россия устала от бунта, «кровавого и беспощадного».

Трагедия «Курска» еще раз показала, что в этом мире мы не одни, у нас есть добрые соседи, готовые прийти на помощь. Да, я не смотрю на мир сквозь «розовые очки» - знаю, все знаю, как непросто доверять друг другу, - но у нас гораздо больше общего, чем разногласий. Разве мы не плачем от одного и того же? Мы одинаково страдаем, теряя близких и друзей, сталкиваясь с несправедливостью, жестокостью, терроризмом. Разве одинаково не возмущает нас ложь и предательство? Разве мы не радуемся одному и тому же? И я верю, хочу верить, что нам с открытым сердцем предложили помощь Европейские государства. А как же иначе? Ведь Европа - наш общий дом, и то, каким он будет, зависит от нас.
 

Новгородское вече в XXI веке

(Все в наших руках)

Распрю не к добру затевать, коли родник один. Алкей

 

Малышев Иван Анатольевич

15 лет

МОУ "Лицей-интернат"

Учитель - Волковинская Татьяна Ивановна

 

С древних времен Новгородская Земля была известна своими демократическими традициями, здесь во все времена важное место отводилось мнению народа, учитывались точки зрения каждого жителя, все это делалось с целью достижения результата, который мог отвечать интересам разных социальных слоев населения. Показательным примером из прошлого может служить новгородское вече (старославянское вет - совет) - народное собрание, оно решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало различные законы, заключало договоры с соседними землями и даже странами.

И я задался вопросом: влияют ли в XXI веке общественные организации и жители региона на власть? И если да, то насколько успешно это влияние, чего удалось добиться Администрации области в «диалоге» с народом за 10 лет?

Свое исследование я начал с того, что взял интервью у заместителя председателя Новгородской областной Думы Фабричного Сергея Юрьевича. (Признаюсь, я не ожидал, что он согласится беседовать со школьником. На мой взгляд, это свидетельствует в пользу открытости органов управления в Великом Новгороде. В думу я обратился не случайно, т.к. в нашей школе есть своя Лицейская Дума, и я знаю, какую роль играет она в формировании государственно-общественной системы управления лицеем). На мой вопрос об эффективности общественного влияния на развитие региона Сергей Юрьевич ответил, что это субъективная оценка. Но в качестве примера он привел тот факт, что уже в течение шести лет Губернатор области М.М.Прусак, выступая перед депутатами на заседаниях областной Думы, читает «Бюджет области» и «Концепцию социально-экономического развития» на предстоящий год, одновременно подводя итоги выполнения предыдущих. Это можно назвать отчетом и перед общественностью, т.к. заседание транслируется по радио и телевиденью. Кроме того, Сергей Юрьевич привел пример влияния общественности на принятие некоторых решений, в частности, закона «О транспортном налоге».

В библиотеке Администрации области я нашел достаточно много информации, подтверждающей слова Сергея Юрьевича Фабричного.

В июле 1994 года была создана Областная общественная палата. В начале своей деятельности палата насчитывала не более 20 человек. Сегодня в ее состав входят 75 членов.

За 10 лет работы общественной палаты проведено около 60 заседаний, рассмотрено более 100 проектов федеральных и областных законов, а также вопросов, затрагивающих все сферы жизнедеятельности нашего региона.

Важным является тот факт, что сопредседателями общественной палаты являются Губернатор области. Председатель областной Думы и Главный федеральный инспектор по Новгородской области. Таким образом, члены палаты получают исчерпывающую и достоверную информацию из «первых рук» и могут доносить ее в кратчайшие сроки до общественных организаций. Помимо этого, каждый член общественной палаты во время заседания может напрямую обратиться к сопредседателям с вопросами и предложениями, отстаивая при этом интересы своей организации.

Если в ходе обсуждения появляются какие-нибудь замечания, то они отправляются для экспертного заключения и доработки в отделы и комитеты Администрации области.

Практика проведения заседаний общественной палаты показывает, что детальное изучение проблемы, разработка конкретных предложений и рекомендаций наиболее эффективно проходит в рабочих группах.

Поэтому ежегодно - в целях выработки основных направлений совместной деятельности - рабочим группам предлагаются на рассмотрение и обсуждение проекты Концепции социально-экономического развития и бюджета области. На последнем этапе обсуждения законопроектов проходит заседание общественной палаты, на котором вносятся коррективы в эти документы.

Так, в ноябре 2003 года на заседании палаты рассматривались проекты Концепции социально-экономического развития области и областного бюджета на 2004 год. В ходе обсуждения от членов рабочих групп общественной палаты поступило около 50 предложений. После прохождения экспертизы 19 предложений получили положительную оценку и были включены в проект «Концепции-2004».

Но это не единственный пример сотрудничества Администрации области с общественностью. В области регулярно проводятся информационные дни. Что же это такое?

Информационный день - это технология работы с населением, обеспечивающая эффективную обратную связь, т.е., с одной стороны, информирование населения о социально-экономической ситуации в области, разъяснение положений федерального, областного законодательства, с другой -получение и анализ информации о реальных проблемах, запросах людей содействуют их    скорейшему разрешению в рамках действующего законодательства.

Первый информационный день был проведен в ноябре 1995 года. Стало ясно, что такое общение дает возможность власти обобщать проблемы населения и принимать координальные   решения по их устранению эффективнее, чем, например, с помощью средств массовой информации.

Ежегодно на сходы граждан и встречи в трудовых коллективах приходят до 100 тысяч новгородцев и жителей области. Статистика показывает, что из них - 26% молодежь до 30 лет, 20% - пенсионеры, 54% - рабочие и служащие, то есть охватываются все слои и категории граждан.

По итогам проведения информационных дней в Администрации Новгородской области было рассмотрено около 1200 замечаний и предложений населения.

Проработка критических замечаний, проблем, вопросов проводится комитетами и отделами в соответствии с их группировкой по Департаментам. В таблице 2 указано общее количество рассматриваемых критических замечаний за 1996 - 2002 гг. с разбивкой по годам и Департаментам Администрации области.

Важно отметить, что информационные дни проходят не только в областном центре, но и в районах области.

Недавно проведенная перепись общественных организаций, объединений и клубов в 35 регионах России показала, что за последние годы общее их число возросло на 63%. За этот же период число объединений граждан в Великом Новгороде увеличилось в 16 раз. В настоящее время в Новгородской губернии существует около 700 объединений различной направленности. Произведя не сложные подсчеты, можно сделать вывод, что на одно объединение приходится 635 жителей в областном центре, по области - 4000 жителей (в некоторых районах Италии, например, на один клуб приходится 13100 жителей). При этом если в Италии большинство объединений и клубов спортивные, то у нас - политические или экономические.

В конечном итоге доверительное отношение народа к власти позволило Администрации области начать серьезные экономические преобразования.

К концу 1993 года администрация вынуждена была признать тот факт, что ни федеральное правительство, ни бизнес-элита России не намерены вкладывать средства в Новгородчину.

После консультаций с лидерами местного бизнеса и руководством профессиональных союзов команда,  созданная Губернатором, разработала стратегию экономического оздоровления, делающую упор на три направления: а) поддержка малого и среднего бизнеса; б) привлечение иностранных инвестиций; в) реформирование рынка жилья.

Единственным выходом было привлечение крупных прямых иностранных инвестиций посредством предоставления долгосрочных налоговых льгот.

Предполагая, что в перспективе основой создания новых рабочих мест будет малый и средний бизнес, Администрация в 1993 году учредила региональный фонд поддержки малого бизнеса - один из первых в России.

Девальвация рубля в августе 1998 года сильно ударила по экономическим преобразованиям в области. Прямые иностранные инвестиции сократились более чем на 40%, областной бюджет недосчитался 21 млн. руб. Внутри области коммерческие кредиты упали на четверть, впервые были задержаны выплаты заработной платы и пенсий. Крупнейший инвестор области «Кедбери-Швеппс» был вынужден приостановить производство.

Несмотря на трудности, области удалось быстро стабилизировать экономическую ситуацию. В течение 1 половины 1999 года объем инвестиций в регионе вырос на 80%. Областная администрация, безусловно, вместе с жителями новгородчины добились значительного эффекта в преодолении переходного периода, справившись с этим намного лучше, чем федеральное правительство. Мы сделали «нашу» экономику конкурентноспособной в мировом масштабе. Объясняя причины такого успеха, власти делают акцент на то, что все средства они вкладывали в создание рабочих мест, а не производили рискованные операции с ценными бумагами. При этом администрация с большой гордостью говорит о том, что она смогла добиться желания сотрудничать и большого доверия со стороны населения.

В результате предпринятых действий, к 2003 году более 180 компаний вложили свои капиталы в область, предоставив работу более чем 18 тыс. человек, обеспечив 2/3 всего местного промышленного производства и более чем 40% поступлений в областной бюджет.

Число малых и средних предприятий возросло с 3349 (в 1994 году) до 8000 (в 2003 году), т.е. по одному предприятию на 93 жителя (уровень, сравнимый с некоторыми регионами Западной Европы). В малом бизнесе, пусть и остающимся пока новым явлением в российской экономике, занято сегодня 25% трудоспособного населения и обеспечивается более 20% поступлений в областной бюджет.

Воздействие этих экономических реформ на население было не менее впечатляющим.   В области появилась финансовая стабильность, о чем свидетельствует отсутствие задолженности по пенсиям и заработной плате, неуклонно повышается уровень жизни населения. В тот же самый период, когда ВНП России снижалась на 2,7% ежегодно (1995-1998 годы), в Новгородской области просматривался ежегодный прирост на 3,8%. С 1998 года промышленное производство выросло на 13,8%, а в целом по России лишь на 8%, в это же время уровень безработицы в области снизился на одну треть.

Несомненно, в Новгородской губернии есть еще много вопросов, по которым необходимо принять меры. Экономический комитет областной администрации отмечает, что, несмотря на четырехкратное возрастание валовой прибыли на крупных и средних промышленных предприятиях почти на 40%, местная промышленность по-прежнему терпит убытки из-за бремени астрономических долгов. Кроме того, в области есть еще одна проблема, решением которой заняты общественность, органы   законодательной и исполнительной власти. Проблема, которой озабочены не только власти области, но и власти страны, - это коррупция.

В интервью, которое дал мне Заместитель Председателя Новгородской Областной Думы Сергей Юрьевич Фабричный отмечено, что законодательная власть совместно с общественной палатой подготовила для рассмотрения в первом чтении законопроект о «Порядке предоставления информации органами государственной власти жителям Новгородской области». Этот документ направлен на предупреждение коррупции, т.к. жители региона смогут получать и сообщать информацию о злоупотреблениях со стороны чиновников и иных должностных лиц.

Однако, несмотря на множество нерешенных еще проблем, мы учимся строить сильный регион, возрождая традиции Новгородского вече, но уже в XXI веке, понимая, что все новое - это хорошо забытое старое!

Конечно же, еще рано говорить, что «все в наших руках», но все же властные структуры нашего региона - «недалеки от народа». Изучив доступную мне информацию и статистику (хотя, по словам Бенджамина Дизраэля, «есть три вида лжи: ложь, гнусная ложь и статистика»), я сделал вывод, что взаимосвязь и взаимовлияние органов власти и общественности возрастает, и это залог наших будущих успехов и процветания. Мы надеемся, что наш регион будет интересен и для иностранных инвесторов, ведь сегодняшние границы не являются «железным занавесом».

 

Дом, в котором нам жить!

 

Фёдорова Александра Александровна

15 лет

МОУ «Гимназия «Новоскул»

 

Дом.

Уютный, хлебосольный.

Встречают, принимают, понимают.

В доме лад и согласье - это первое счастье.

Лад.

Синквейн.

А. Фёдорова

Дом, в котором нам жить...

Дом... У каждого человека может быть своё понимание этого слова. Для одних - это квартира, для других - маленькая деревушка, даже не обозначенная на карте, для третьих -наша Земля. Для меня же - это небольшой, но, пожалуй, самый красивый город России. Великий Новгород. Мне нравится и древний кремль, и старинные белокаменные храмы, и уютные зелёные парки. В Новгороде, действительно, «каждый камень историей дышит». Наш город испокон веков считали большим хлебосольным домом, здесь рады были добрым людям, купцам, не только русским, но и из европейских и восточных стран. Они торговали здесь ни день, ни два, а на протяжении долгих лет. Древние летописи не донесли до нас свидетельства о конфликтах и раздорах на национальной почве за время их проживания на нашей земле.

По - прежнему в Новгороде проживают люди разных национальностей: узбеки, белорусы, украинцы, эстонцы, латыши, евреи, молдаване, немцы, таджики, чеченцы, вьетнамцы, армяне... Нельзя сказать о том, что все они оказались здесь по торговым делам. Многие из них - переселенцы, беженцы, гонимые судьбой. Уютно ли нашим гостям в современном Великом Новгороде?

Этот вопрос меня взволновал не случайно, так как всё чаще и чаще журналисты Центрального телевидения сообщают нам о страшных фактах межнациональных конфликтов, религиозных преследований, о существовании определённых группировок, скинхедов, которые горят желанием «очистить Россию от иностранной скверны» и искоренить «нетрадиционные религии». Этих «борцов за чистоту нации» можно сравнить только с фашистами: они нападают на беззащитных женщин и детей, убивают студентов - афроамериканцев, цинично заявляя, что «цветные» заполонили весь мир.

Встревоженная этими событиями, я решила поделиться с одноклассниками своей точкой зрения, своими переживаниями, ощущениями. И в то же время мне очень важно было узнать, какую позицию по отношению к людям других национальностей занимают мои товарищи. Я провела небольшое исследование, в котором приняли участие ученики 8-11 классов нашего школьного дома, гимназии. Их вниманию было предложено 7 вопросов. Вот что думают ребята по каждому из них. Вопрос; Что такое для вас толерантность?

Ответы. На этот вопрос учащиеся ответили неоднозначно. Некоторые не смогли дать чёткое определение этому понятию. Другие же под толерантностью понимали сдержанность, умение жить в мире и согласии, благожелательность, а также уважение к другим людям. Комментарий. В наше время слово толерантность у каждого на слуху. Часть ребят правильно ответила на этот вопрос, это хорошо, но меня очень обеспокоило то, что не все знают смысл этого слова, а ведь он очень глубокий. Прежде чем разобраться в его значении, предлагаю совершить небольшой лингвистический экскурс.

В испанском языке (tolerancia)- способность признавать отличные от своих идеи или мнения.

Во французском (tolerance) - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.

В английском (tolerance) - готовность быть терпимым, снисходительным.

В китайском (kuan rong) - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

В арабском (tasamul') - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

В русском (терпимость) - способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Ключевые слова, которые объединяют понятие «толерантность», толкуемое разными народами, держатся словно на едином фундаменте: терпимость и понимание. Поэтому толерантность - это великое искусство компромисса людей, которые должны стараться понять друг друга, независимо от той веры, которую они проповедают, от разреза глаз и цвета кожи. Для меня символом толерантности является лодка, на которой, как в ноевом ковчеге, уживаются и спасаются люди, животные, совершенно непохожие, разные. А так как в нашем городе будут жить, учиться, работать   люди  различных национальностей, то просто необходимо постараться понять и принять их.

Вопрос: Считаете ли вы, что учиться в одной школе имеют право дети разных национальностей?

Ответы. Большинство ответило, что школа - это общий дом, в котором имеют право учиться все дети, независимо от их национальной принадлежности. Другие же заняли совершенно противоположную позицию. Они утверждали, что им невыносимо смотреть на «черномазых» и тем более терпеть их присутствие в классе, не говоря уже о том, чтобы с ними как - то подружиться.

Комментарий. Итак, мнения по этому вопросу разделились, что, к сожалению, отражает ситуацию в современном обществе. Я придерживаюсь точки зрения большинства. В нашей гимназии учатся дети разных национальностей и, к счастью, они не оказались изгоями, ведь в человеке главное не цвет кожи или национальность, а его духовные ценности. А также я считаю, что мнение меньшинства нельзя игнорировать. Отрицательные ответы, являются хорошим поводом для дискуссии в классе или на совете гимназистов.

Вопрос: Известны ли вам ли факты ущемления достоинства ребёнка из-за его национальной принадлежности в нашей школе?

Ответы. Некоторые гимназисты воздержались от ответа. В целом же преобладает ответ «нет».

Комментарий. Можно было бы порадоваться за точку зрения большинства, но настораживает тот факт, что ребята не замечают (или, может, не хотят замечать) каких - то серьёзных разногласий среди учеников различных национальностей. Меня также удивило и то, что кто -то совсем не ответил на заданный вопрос. Почему же ребята молчат? И тогда это ещё один повод для размышлений. Иногда в нашей гимназии можно услышать оскорбительные слова: «черномазый», «нерусь», брошенные, словно невзначай, вслед кому-нибудь из темнокожих ребят. И не только учителя, но и я, и мои ровесники могут остановить обидчика. Может быть, стоит организовать интернациональный праздник, фестиваль, на котором все учащиеся смогли бы показать другим свою культуру, красоту родного языка и рассказать о традициях своего народа? Возможно, нам стало бы легче понять друг друга?! Мы не должны стыдиться своей национальности, а, наоборот, должны гордиться ею. "Если я чем - то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю, а, напротив, одаряю".

Вопрос: При выборе друга, какую роль для тебя играет   его национальная принадлежность ?

Ответы. Многие отметили, что национальность играет важную роль при выборе друга, меньшая часть ответила, что нет, другие же даже не задумывались над этим вопросом.

Комментарий. Для меня было открытием, что мои сверстники, выбирая друга, учитывают его национальную принадлежность. Я же на это не обращаю внимания. Друг есть друг! Когда я путешествую, то знакомлюсь с людьми разных национальностей. Большинство из них -замечательные люди! Благодаря общению с ними, я узнаю много о других народах, их культуре, традициях. Например, совсем недавно поняла, почему в тюрко-язычных странах, мужчины, даже встретившись на улице, присаживаются на землю или на корточки и ведут беседу. А поначалу это казалось необычным и даже неприличным. Но не стоило спешить с выводами. В Башкирии, Татарстане и Казахстане, оказывается, беседовать стоя, по правилам традиционного этикета, не принято.

Вопрос: Считаете ли вы вашим долгом заступиться за человека другой национальности, если унижают его достоинство в вашем присутствии?

Ответы. В основном, ответили так: «Не знаю», «не думал», «вряд ли».

Комментарий. Никто из опрошенных так и не смог дать определённого ответа. Многие даже попросили уточнить ситуацию: бьют человека или только оскорбляют? Заступиться морально или физически? Интересен тот факт, что девушки не прошли бы мимо, а что касается мужской половины, то здесь можно встретить лишь волну равнодушия: юноши не считают своим долгом помочь человеку другой национальности, попавшим в беду. В одном из ответов были такие слова: «За своих, может быть, и заступились бы, а за чужих - никогда!»

К сожалению, в последние время доминирует агрессивность, человек делит окружающих его людей на  «своих» и «чужих». «Чужие», как правило, представляют опасность, они враги, с ними нужно быть настороже, при этом душевные качества «иностранщины» не имеют значения... Да что говорить о «чужих»!.. Порой жизнь человека находится под угрозой, а его же соотечественник остаётся безучастен, равнодушен...

Вопрос: Влияют ли политические и экономические разногласия в стране на ваше отношение к людям других национальностей?

Ответы. Все ответили положительно на этот вопрос.

Комментарий. Ребята отметили, что когда они смотрят "Новости" и видят, как оскорбляют другие народы, как разрушают города, как террористы уничтожают людей, то невольно возникает чувство неприязни не только к зачинщикам конфликта, но и ко всей нации. Но нация огромна, а таких людей, преступающих грань закона - гораздо меньше. Я считаю, что нельзя всех равнять под общую планку, ведь среди нелюбимых сейчас нами наций есть и хорошие. даже просто замечательные люди, и надо верить, что их - большинство.

Хочется также сказать о том, что наше мнение о народе, нации может в корне измениться всего лишь из - за одной неудачной публикации или телерепортажа, поэтому журналисты должны помнить, что они могут создать негативный образ народа и спровоцировать конфликт между людьми разных национальностей.

Размышляя над моими вопросами, ребята спросили меня: «А как новгородские журналисты освещают в прессе тему толерантности? Есть ли факты конфликтов на национальной почве в нашем городе, подобные тем, о которых мы слышали по Центральному телевидению и  радио?» Я отправилась в самую большую библиотеку нашего города. кремлёвскую, и внимательно пересмотрела подшивки газет: «Русский караван», «Новгородские ведомости», «Новгород», «Волхов» - за последние пять лет. И что же я там обнаружила? Лишь изредка встречаются публикации о судьбах русских переселенцев, которые прибыли к нам из бывших союзных республик. Можно подумать, что проблемы не существует вовсе. Но, к сожалению, это не так... И пока не поздно, об этом нужно говорить на страницах газет, чтобы не допустить того кошмара, который происходит в Воронеже, Москве, Петербурге...

Вопрос: Каким вы хотели видеть Великий Новгород, наш дом, где живут люди разных национальностей?

Ответы. Все ребята сказали о том, что хотели бы видеть город мирным, процветающим, с милосердными, дружелюбными жителями, чтобы каждому человеку, независимо от его национальности, было в нём уютно, чтобы люди при встрече не хмурились, а улыбались и радовались друг другу.

Комментарий. Я полностью согласна с мнением товарищей. Хочу только дополнить, что уют, тепло, лад и терпимость в доме (в том числе и школьном) во многом зависит от хозяев. Будущие хозяева - это мы. Надеюсь, что наше поколение сохранит те добрые традиции, которыми когда - то славился гостеприимный Великий Новгород, наш дом! Дом, в котором нам жить и которому стоять века!

 Рейтинг@Mail.ru    Rambler's Top100
купить справку