Управленческое

консультирование

Главная ] Вверх ] Архив публикаций ] Рубрикатор ] Авторы ] Партнёры ] Редколлегия ] Получатели журнала ] Примечания ] English ]

 

1998, № 1

Анатолий ПАНОВ
 
Реформы жилищно-коммунального хозяйства в регионе

Преобразования в жилищно-коммунальной сфере области осуществляются с 1992 года, в соответствии с законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", последующими Указами Президента Российской Федерации и нормативными актами Правительства Российской Федерации.

В 1992 году в ходе осуществления процесса разгосударствления переданы в муниципальную собственность с правом юридического лица все предприятия жилищно-коммунального хозяйства, эксплуатирующие жилищный фонд, котельные, водопроводно-канализационное хозяйство, дорожно-мостовое хозяйство, бани, прачечные и (за исключением г. Новгорода ) гостиницы, предприятия санитарной очистки и уличной уборки.

Осуществлена приватизация организаций коммунальной энергетики и газового хозяйства по всей области, а также организаций зеленого хозяйства, гостиниц, санитарной очистки и уличной уборки в г. Новгороде.

В результате бесплатной приватизации жилья гражданами произошли изменения в структуре собственности жилищного фонда, сформировался рынок жилья. В собственность граждан передано 3.1 млн. кв.м. жилья, или 32,6% от всего государственного и муниципального жилищного фонда, подлежащего приватизации. В настоящее время в области осталось только 5,8% жилья, находящегося в государственной собственности.

В этих условиях изменилась структура управления жилищно-коммунальным хозяйством области, в 1994 году на смену ТПО ЖКХ пришло государственное областное производственное предприятие "Новжилкоммунсервис", созданное на базе ТОО"Агрожилсервис", обслуживавшего жилищный фонд Новгородского района.

Государственное областное производственное предприятие "Новжилкоммунсервис" в целях обеспечения единой технической политики и стратегии развития отрасли выполняет функции координации работы по дальнейшему осуществлению перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, оказанию методической и практической помощи органам местного самоуправления в подготовке необходимых материалов, обеспечивающих переход к новому порядку оплаты жилья и коммунальных услуг, осуществлению контроля за ходом указанной работы, организации учебы персонала. На договорной основе с администрациями городов и районов области выполняет функции обеспечения топливом котельных, причем оплата топлива и услуг по его доставке производится, как правило, не "живыми деньгами", путем применения взаимозачетов, налоговых освобождений, векселей.

Сложившаяся в прошлом политика замораживания тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на уровне 1926г. в размере 13,5 коп. за 1 кв. м. и право на получение льгот с 1930 года вызвала необходимость не только проведения реформы отрасли, но и ускорение темпов ее проведения. Вследствие этого с 1 июля 1994 года, в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 935 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций( субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг", было начато осуществление перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, с применением всех мер социальной защиты населения. В результате этого уровень платежей граждан (в процентах к затратам на содержание и ремонт жилья и коммунальные услуги) был установлен по городам и районам области от 15 до 20%, социальная норма общей площади жилья -18 кв. м. на одного человека. Во всех 22 городах и районах были созданы отделы жилищных субсидий.

Сроки перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг были рассчитаны на 5 лет, однако доходы населения в эти годы росли более низкими темпами, чем затраты на производство жилищно-коммунальных услуг, рост которых был обусловлен резким ростом цен и тарифов на энергоносители, поэтому 1998 год оказался нереальным сроком оплаты гражданами 100% затрат на производство жилищно-коммунальных услуг. Возникла необходимость пересмотра сроков реализации реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1996 года № 707 "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг" предусмотрено увеличение сроков поэтапного перехода к оплате жилья и коммунальных услуг в размере, обеспечивающем возмещение издержек на их предоставление с 5 до 10 лет. Последующие Указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам реформирования жилищно-коммунального хозяйства определили дальнейшие цели и задачи реформы жилищно-коммунального хозяйства и направления их реализации. Успешное проведение реформы жилищно-коммунального хозяйства напрямую зависит от достижения и поддержания правильного понимания населением преобразований в жилищно-коммунальной сфере и обучения кадров, проводящих эти преобразования.

Учитывая общественную значимость реформ жилищно-коммунального хозяйства и необходимость выработки наиболее безболезненных пустей ее проведения, в 1996-1997 г. г. Администрацией области совместно с ГОУП "Новжилкоммунсервис" организовано и проведено 5 семинаров с участием квалифицированных специалистов из Министерства экономики России, Департамента жилищно-коммунального хозяйства Госстроя России, института экономики жилищно-коммунального хозяйства.

Выпускается областная отраслевая газета "Коммунальник", которая позволяет информировать о ходе реформы в области, здесь даются консультации по юридическим вопросам, жилищным спорам, разъясняются вопросы получения субсидий, публикуются материалы по заседаниям коллегий работников жилищно-коммунального хозяйства.

Для разработки региональной программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства при Администрации области создана рабочая группа. Для управления ходом реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства в ГОУП "Новжилкоммунсервис" введена должность заместителя генерального директора по реформе жилищно-коммунального хозяйства. ГОУП "Новжилкоммунсервис" в июне 1997 года проведена работа с заместителями Глав администраций и директорами муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства по организации разработки городских и районных программ реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

Ежемесячно на коллегиях ГОУП "Новжилкоммунсервис" рассматриваются вопросы реализации реформы в городах и районах области, где заместители Глав администраций, службы заказчика, организации жилищно-коммунального хозяйства отчитываются о ходе реформы жилищно-коммунального хозяйства.

Правительственная комиссия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации 26 сентября 1997 года. рассмотрев ход реформы в Новгородской области, отметила положительный опыт реформирования жилищно-коммунального хозяйства области. В условиях ежегодно снижающихся бюджетных ассигнований и невозможности повышения уровня платежей граждан, в связи с низкими доходами населения, одной из основных задач реформы является снижение затрат на производство жилищно-коммунальных услуг.

Предприятиями жилищно-коммунального хозяйства осуществлен комплекс мероприятий, способствующих экономии топливно-энергетических ресурсов, внедрению усовершенствованных технологических процессов, замене морально устаревшего оборудования на более экономичное, ужесточению учета расходования сохранности топлива, организации производства собственной продукции и выполнению работ собственными силами, совершенствованию оплаты труда работников отрасли, которые позволили сократить затраты на жилищно-коммунальное обслуживание в размере 20,2 млрд. руб.

Программой реформирования жилищно-коммунального хозяйства области предусмотрены мероприятия, способствующие сокращению издержек при производстве коммунальных услуг.. Общая сумма экономии составит - 47,6 млрд. руб., в том числе:

- по теплоэнергетике - 25,7 млрд. руб.;

- по водопроводно-канализационному хозяйству -10,9 млрд. руб.;

- по жилищному хозяйству - 6,0 млрд. руб.;

- за счет мероприятий по совершенствованию заработной платы - 5,0 млрд. руб.

Важнейшей задачей также является и контроль за обоснованностью затрат, включаемых в тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Установление такого контроля в г. Новгороде позволило предотвратить рост тарифов на общую сумму 21 млрд. руб.

Цены на природный и сжиженный газ для бытовых нужд населения и тарифы на электроэнергию регулирует региональная энергетическая комиссия как юридическое лицо, орган Администрации области. Для осуществления контроля за установлением тарифов на электроэнергию и газ для населения в правление региональной энергетической комиссии введены руководители органов местного самоуправления, антимонопольного комитета. Федерации независимых профсоюзов.

Администрацией области дано поручение территориальной инспекции "Госэнергонадзор" провести энерго-экономические обследования предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Обследование проводится, результаты будут представлены для анализа и принятия мер.

Во всех организациях области, оказывающих услуги жилищно-коммунального хозяйства, отменена бестарифная система оплаты труда работников, ведется работа по присоединению мелких районных предприятий .предоставляющих коммунальные услуги, к муниципальным предприятиям жилищно-коммунального хозяйства, в результате сокращаются административно-управленческие, транспортные расходы, расходы на уплату НДС .

ГОУП "Новжилкоммунсервис" постоянно ведет мониторинг хода реформирования жилищно-коммунального хозяйства области и вырабатывает рекомендации для корректировки его по городам и районам области.

Еще не во всех районах области осознали объективную необходимость снижения затрат, например, в Парфинском и Старорусском районах, находящихся в сопоставимых экономических условиях и получающих помощь из областного бюджета в виде трансфертов, подход к реформе жилищно-коммунального хозяйства существенно различается, если в Старорусском районе установлен уровень платежей граждан в размере -43%,то в Парфинском районе только 17%, удельный вес численности работников ЖКХ к численности населения района составляет в Старорусском -1,9%. в Парфинском - 3,4%. В Боровичском районе максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе установлена в размере 10% в отличие от всех остальных городов и районов области, где она установлена в размере от 15 до 16%, в результате 10.5% проживающим в муниципальном фонде Боровичского района предоставляются субсидии. Принятие стандартов значительно отличающихся от средних значений по области вызывает повышенную потребность в бюджетных средствах на предоставление жилищно-коммунальных услуг.

В то же время города-доноры, не получающие помощи из областного бюджета, более здраво и рационально подходят к этим вопросам. Так. в г. Новгороде идет реорганизация службы заказчика .направленная на сокращение численности работников, в г. Чудово служба заказчика создана с минимальным числом работников. Стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг здесь установлены на уровне среднеобластных.

Администрациям городов и районов, где установленные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг резко отличаются от среднеобластных, рекомендовано пересмотреть подход к их установлению, т.к. дополнительных средств из областного бюджета на эти цели выделяться не будет.

Важнейшим условием сокращения издержек является ресурсосбережение.

Распоряжением Администрации области введена обязательная установка приборов учета расхода тепла, воды и газа на всех вводимых законченных строительством и после капитального ремонта жилых домах и бюджетных учреждениях.

В начале ноября т. г. в г. Боровичи введен в эксплуатацию жилой дом , оснащенный приборами учета расходования коммунальных услуг .

В области проведены необходимые расчеты по определению потребности в приборах учета и подготовлены мероприятия по их внедрению.

Так. потребность в теплосчетчиках составляет - 5294 штуки, в т.ч. в бюджетных организациях - 783 штуки, в счетчиках по учету холодной воды - 5075 штук, в т.ч. в бюджетных организациях - 709 штук, в счетчиках по учету горячей воды - 4184 штуки, в т.ч. в бюджетных организациях - 365 штук, в счетчиках по учету сетевого газа - 3305 штук, в счетчиках по учету сжиженного газа - 12882 штуки. Установлено: теплосчетчиков - всего 37 штук, в т.ч. в бюджетных организациях - 15 штук, счетчиков по холодной воде - 932 штук, в т.ч. в бюджетных организациях - 334 штуки, счетчиков по учету горячей воды - 36 штук, в т.ч. в бюджетных организациях - 5 штук, счетчиков по учету сетевого газа - 204 штуки, счетчиков по учету сжиженного газа- 198 штук.

Заключен договор с товариществом с ограниченной ответственностью "Новгородский центр ресурсосбережения" на установку узлов учета теплоэнергии на жилых домах.

Привлекаются средства организаций и населения для установки приборов учета воды, тепла и газа. Установка счетчиков по учету расходования сжиженного газа для населения дает потребителям значительную экономию средств , так. если расходы семьи за пользование сжиженным газом до установки счетчика составляли в среднем около 70 тыс. руб. в месяц (в ценах 1997 года), то после установки счетчика они снизились до 15 тыс. руб. в месяц, т.е. почти в 5 раз.

Работы по внедрению приборов учета сдерживаются в связи с отсутствием средств на их приобретение и установку.

Кроме того, проблема состоит и в том, что бюджетные учреждения и организации оплачивают коммунальные услуги в размере 15-20% или не оплачивают их вовсе, т.к. средства на оплату коммунальных услуг в полном объеме не предусматриваются при установлении показателей межбюджетных отношений.

В настоящее время ведется работа с межотраслевым фондом энергосбережения Минтопэнерго Российской Федерации по разработке и реализации областной программы энергосбережения, созданию фонда ресурсосбережения.

Региональной программой реформирования жилищно-коммунального хозяйства предусмотрены мероприятия по реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства. среди которых разработка нормативных документов и контроль за их реализацией, разработка механизма финансового обеспечения реформы и организация надежной системы информации, освещение хода реформы в средствах массовой информации и качественная подготовка и переобучение кадров, которые будут ее проводить. привлечение инвестиций в жилищно-коммунальную сферу.

На всероссийской практической конференции "Реформа ЖКХ, стратегия развития до 2000 года", организованной Госстроем Российской Федерации, Государственным антимонопольным комитетом России и международным центром финансово-экономического развития 11-12 ноября 1997 года в г. Москве, в докладе начальника Управления реформирования ЖКХ Госстроя Российской Федерации отмечено, что: - по состоянию на 18.10.97 г. из 89 субъектов Российской Федерации информацию о завершении разработки региональных программ реформирования ЖКХ и выполнении первоочередных мер по реформированию ЖКХ в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации представили только 47 регионов, из них наиболее полно осветили ход выполнения поручения Алтайский, Ставропольский края. Новгородская, Омская, Курганская. Волгоградская, Нижегородская области, - ряд субъектов федерации (Ставропольский край, Воронежская и др. области) внедрили "образцовую" счет-квитанцию для расчетов с населением, а в Новгородской, Нижегородской, Самарской и других областях она использована в качестве основы для введения региональных документов по оплате жилья и коммунальных услуг, - с целью улучшения работы по информационному обеспечению реформирования ЖКХ в Чувашской республике. Алтайском, Краснодарском краях, Новгородской, Ярославской, Ленинградской, Калужской областях, гг. Санкт-Петербурге и Москве созданы специальные комиссии или рабочие группы, которыми активно ведется освещение хода реформы ЖКХ в регионах через средства массовой информации, местный телеканал, радио и печатные издания. Анализ поступающих материалов и информации в Администрацию Президента, Правительство Российской Федерации, Госстрой России и другие органы исполнительной власти, показывают, что из регионов, где обеспечено информационное освещение хода реформы, обращений населения по вопросам реформы ЖКХ практически не поступает.

 

Предыдущая Главная Вверх Следующая        Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ruRambler's Top100