Управленческое

консультирование

Главная ] Вверх ] Архив публикаций ] Рубрикатор ] Авторы ] Партнёры ] Редколлегия ] Получатели журнала ] Примечания ] English ]

 

1998, № 2

Наталья ЮРОВА
Нужен ли курс «политика и экономика в области окружающей среды» современному чиновнику?

В основе любого экономического развития лежат три фактора экономического роста: трудовые ресурсы, искусственно созданные средства производства, природные ресурсы. Экологические аспекты экономического развития приобретают все большее значение в качестве лимитирующего фактора. В условиях социального и экономического кризиса внимание к экологическим факторам, к сожалению, снизилось. Это вполне объяснимо -экономические цели большинства экономических структур и населения подчинены сейчас сиюминутным задачам адаптации и выживания в новых экономических условиях. Здесь уже не до охраны природы, результаты которой проявляются в перспективе. Экологические факторы в этих условиях отходят на второй план. Сложившаяся ситуация чрезвычайно опасна для долговременных социальных и экономических перспектив развития общества.

Необходимо попытаться представить по- новому такую молодую экономическую науку как экономика природопользования. Сейчас преобладает «узкий» подход к экономике природопользования. При таком подходе в центре внимания оказываются две проблемы: рациональное использование собственно природных ресурсов и охрана окружающей среды. В этом случае происходит своеобразное разделение народного хозяйства на «природные» отрасли и виды деятельности, непосредственно связанные с природопользованием, и все остальные отрасли. Существует необходимость другого, глобального подхода к экономике природопользования, когда решение экологических проблем возможно только в рамках всего народного хозяйства. Это требует формирования нового, эколого-экономического мышления в науке, исполнительных и законодательных структурах. Иными словами, мы все больше нуждаемся не столько в эффективных способах ликвидации негативных последствий, сколько в надежных механизмах их предупреждения. Мало сделать качественный научный прогноз изменений окружающей среды в результате того или иного хозяйственного решения. Важно, чтобы выводы такого прогноза вошли в содержание решения до момента его принятия и осуществления и обеспечивали его экологическую безопасность для общества.

Главное внимание будет уделено рассмотрению целостного эколого-экономического подхода к экономическому развитию, смены типов развития. В условиях перехода к рыночной экономике возникает целый ряд новых слабо изученных эколого- экономических проблем. Здесь и проблемы платности природопользования, создание системы льгот, кредитов для природоохранной деятельности, штрафование деятельности, наносящей ущерб окружающей среде, создание рынка экологических услуг и многое другое. Эти вопросы должны найти отражение в разрабатывании лекционного курса. В нем будет дано введение в курс экологического права, исследование состояние вопросов политики окружающей среды в мире и в России приведены практические примеры опыта работы, показана работа Всемирного банка по вопросам экологии, рассмотрен механизм привлечения инвестиций, подготовки и экспертизы проектов. Цель курса - повышение квалификации чиновников, участвующих в процессе подготовки и принятия управленческих решений в области проведения анализа жизнеспособности проводимой политики экономического развития и инвестиционной политики, с точки зрения проблем окружающей среды.

Показывается действующая в России и в мире иерархическая структура организаций, работающих с экологическими проектами, даны рекомендации по разработке экологических инвестиционных проектов, критерии их привлекательности, где срок окупаемости стоит далеко не на первом месте.

Необходимо подвигнуть районные администрации на создание инвестиционных проектов с экологической составляющей. Необходимо знать всю цепочку от зарождения идеи до реализации проекта. Все вопросы с исполнительной властью должны быть согласованы не в виде готового проекта, а еще на предпроектной стадии, чтобы не пришлось подтягивать готовый проект к предъявляемым требованиям и без оценки воздействия на окружающую среду.

Как государственный чиновник, вижу большой пробел в получении подобного рода знаний у управленцев всех уровней. Так, например, каждое ведомство рассматривает вопрос использования, восстановления и охраны отдельного природного ресурса, а не комплексности или приоритетности использования, а федеральное ведомство, занимающееся вопросами охраны окружающей среды, в большей степени констатирует фактическое состояние окружающей среды, фиксирует выбросы и загрязнения, но не говорит, как в финансовом, инвестиционном, экономическом плане изменить ситуацию в лучшую сторону, не может привлечь достаточные финансовые ресурсы в исправление, а тем более в предупреждение так называемых экологических проблем. Существующее управление не позволяет реализовать программно-целевое развитие территории, это все тот же отраслевой подход к управлению, где каждая отрасль, ведомство пытаются "потянуть на себя ветхое лоскутное одеяло льгот и приоритетов".

Все чиновники, участвующие в процессе подготовки и принятия управленческих решений от уровня поселка до уровня области, должны уметь находить и оптимальные решения со стороны экономических и со стороны экологических подходов, видеть проблемы и варианты развития территории. Мы же часто видим не причину, а следствие.

Этот курс необходим не только для тех, кто напрямую занимается вопросами экономики, финансов, собственности, а и для тех, кто отвечает за развитие медицины, образования, культуры.

Необходимо формирование нового эколого - экономического мышления, суть которого в следующем: "Экономика не ограничивается созданием материальных ценностей, а экология не относится только к охране природы; оба понятия в равной мере касаются улучшения жизни людей".

 

Предыдущая Главная Вверх Следующая        Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ruRambler's Top100