Управленческое

консультирование

Главная ] Вверх ] Архив публикаций ] Рубрикатор ] Авторы ] Партнёры ] Редколлегия ] Получатели журнала ] Примечания ] English ]

 

1998, № 2

Маргарита МАСАНОВА
Социальная безопасность государства: концептуальные подходы

В период становления новых социально-экономических отношений Россия переживает сложный момент своей истории. Происходит реформирование всех форм государственного управления при постоянном дефиците и противоречивости правовой базы, регулирующей вопросы социальной защиты населения, причем наблюдается постоянное отставание законодательства от реально происходящих в обществе процессов, что обуславливает возникновение сложностей в управлении органами государственной власти всех уровней и подготовки квалифицированных управленческих кадров.

Государственная безопасность наряду с такими слагающими, как экономическая безопасность, обороноспособность страны, защита от техногенных и экологических катастроф, включает социальную безопасность. Рассматривая узко безопасность страны только как экономическую, нельзя забывать, что социальная стабильность играет ключевую роль и во всей системе национальной безопасности. Безусловно, что вся система взаимосвязана и каждая составляющая не может рассматриваться изолированно от других. Так, например, не может быть эффективной реформы экономики без развития системы социальной защиты населения.

Социальная безопасность государства имеет сложную систему внешних и внутренних связей, среди которых можно выделить такие как:

1) социальная независимость государства и ее место в структуре международного сотрудничества. Примером может служить ситуация, которая сложилась с лекарственным обеспечением населения. Недальновидная политика государства в вопросе развития фармацевтической промышленности привела к зависимости России от поставок лекарственных препаратов из-за рубежа, размеры которых составляют в настоящее время более 70% от потребляемых, что обусловило, в свою очередь, невозможность реализации в полном объеме права некоторых категорий малообеспеченных граждан на бесплатное лекарственное обеспечение;

2) стабильность и устойчивость системы социальной защиты в период реформирования экономики. В качестве примера можно привести наиболее важный индикатор социальной стабильности России - это социальная стабильность средней семьи. Развитие мощного военно-промышленного комплекса страны предопределило необходимость подготовки определенного количества специалистов с высшим и средним специальным образованием, для этой группы населения было типичным создание семьи с двумя или одним ребенком. По результатам исследований, проведенных в 1993 году к Международному году семьи, можно отметить, что в целом для РФ типичным был средний размер семьи в 1989 году равный 3.2.

Резкая переориентация экономики не позволила перестроиться предприятиям, а не разработанная социальная политика России по социальной защите семьи ужесточила экономический прессинг на семью, что обусловило нестабильность этой основной характеристики, социальной и экономической стабильности государства. В 1996 году отмечалось уменьшение среднего размера семьи до 2,1 и наблюдается дальнейшее уменьшение этой величины в настоящее время. В то же время рождаемость снизилась с 2,3 в 1987 до 1,2 в 1997 году. Создание предпосылок для .установления социальной стабильности в обществе требует не только высокопрофессиональных и эффективных политических и экономических действий власти, но и изменения социально-психологического настроения, преобладающего в обществе. И это взвешенная политика государства по отношению не только к гражданам, живущим в пределах РФ, но и к гражданам, проживающих за пределами ее границ, которые считают себя и имеют на это полное право - россиянами. Так как Россия является гарантом международной стабильности как одна из великих держав и несет свою долю ответственности за соблюдение прав человека;

3) способность системы социальной защиты к системному саморегулированию, развитию и совершенствованию. Глубокий экономический кризис, который охватил все российское общество, это не только развал системы социальной - защиты, но и утрата общенациональных ориентиров и идеалов, интуитивный переход к стратегии самовыживания, который наблюдался на всех уровнях общества. Забота о сиюминутных интересах отодвигает на последний план решение основных задач будущего России. В кризисных условиях особую значимость приобретает осознание как политическими и государственными деятелями, так и всеми слоями общества высших национальных приоритетов и неразрывности личных и общественных интересов с благополучием страны. Осознание общности интересов - это сложнейшие социально-психологические процессы, которые напрямую зависят от исторических традиций многонационального государства, уровня политической культуры масс, степени оправданного доверия к власти на всех уровнях и возможности создания условий для развития всех форм социальной защиты населения.

Россия как единое многонациональное государство требует особого подхода для решения вопросов самосохранения и саморазвития. Поэтому в развитии стратегии социальной безопасности отмечается необходимость концентрации деятельности органов государственной власти на негативных явлениях, которые имеют место в обществе, это, с одной стороны, нарастание имущественной дифференциации населения и увеличение количества бедных, а, с другой стороны, рост неравномерности социально-экономического развития регионов, т.е. наличие кризисных и отсталых в социально-экономическом отношении регионов. Такие характеристики социальной стабильности, как квалифицированный труд, который должен обеспечить достойный уровень жизни, а также доступность образования, медицинского и социального обеспечения и обслуживания, жилищно-коммунальных услуг, транспорта, связи - являются необходимыми условиями социальной безопасности России.

Однако, говоря о показателях социальной безопасности, необходимо представлять совокупность социальных индикаторов общества, среди которых необходимо выделять, в первую очередь, уровень и качество жизни, темп инфляции, уровень безработицы, стабильность заработной минимальной платы и ее соответствие прожиточному социальному минимуму, безопасность труда, социальное партнерство, уровень социального обеспечения и социального страхования, степень развития социальной сферы и другие.

Понятно, что исключительно к прерогативе государства относится социальная защита своих граждан и обеспечение социальной стабильности в обществе. При этом решающее значение имеет предвидение зарождающихся факторов, способных нарушить социальную стабильность, а не пассивное следование за событиями и принятие поспешных и не всегда разумных решений. Для этого необходимо определение не только самого перечня индикаторов, но и граничных условий, при которых начинается нарушение социальной безопасности общества. Граничные условия должны быть определены количественно и качественно, что позволит заблаговременно принимать меры.

Таким образом, если сегодня мы говорим о нарастании процесса обнищания населения, то очень важно теоретически не допустить выход показателей бедности, имущественной дифференциации населения -и безработицы за границы предельно-допустимых величин с позиций социальной безопасности общества.

Поэтому очень важно определить все многообразие пространственно-временных характеристик граничных условий, при этом забыть о ссылках на невозможность сегодня решить какие - то социальные проблемы. В настоящее время идет обвальный процесс обнищания населения, связанный, в первую очередь, с задержкой выплаты заработной платы и массовой безработицей, о последствия этого даже предсказать невозможно. При этом нельзя подгонять систему индикаторов или их граничных условий под существующее экономическое положение страны в целом или регионов, с одной стороны, а с другой, необходимо понять, что наивысшая социальная безопасность общества достигается при условии, когда весь комплекс индикаторов находится выше зоны своих граничных условий и не происходит улучшение значений одного индикатора за счет другого! Например, снижение уровня инфляции не должно приводить к увеличению уровня безработицы, а снижение дефицита бюджета - к полному прекращению финансирования мероприятий социальной защиты населения.

Так как состояние и стабильность безопасности определяют гармоничность или степень конфликтности совокупности социальных отношений между личностью и обществом, личностью и государством. Совершенно понятно, что ухудшение показаний такого индикатора социальной безопасности, как продолжительность жизни, особенно мужчин, говорит о взаимосвязи его с другими и невозможности рассмотрения состояния одного индикатора без исследования пространственно-временной динамики всей совокупности индикаторов.

Дифференциация доходов и потребления, наблюдающаяся в стране, не оправдана ни экономически, ни социально. В 1980 году доля лиц с доходами ниже прожиточного минимума составляла около 10%, при минимальном размере заработной платы выше прожиточного минимума, и в категорию малообеспеченных в основном попадали семьи с большим числом иждивенцев, такие, как многодетные или неполные. В 1996 году эта величина составляла уже около 40% при условии, что минимальный размер заработной платы составлял только 17-19% от прожиточного минимума. В число бедных попадают как безработные, так и работающие. Результатом не подготовки социальной составляющей экономических реформ или социальной базы реформ явилось появление большого количества бездомных, безнадзорных, безграмотным детей и подростков и бездомных взрослых.

Важнейшими элементами механизма обеспечения социальной безопасности государства являются:

- непрерывный комплексный пространственно-временной мониторинг происходящих социальных явлений в обществе;

- разработка критериев, качественных и количественных индикаторов (пороговых значений) состояния социальной стабильности как всего государства, так и каждого субъекта;

прогнозирование комплекса факторов, определяющих угрозу социальной стабильности в обществе;

- создание моделей социально значимых проектов; верификация моделей и выявление случаев, когда модель и фактические параметры социального развития приближаются к пороговым значениям;

- разработка комплексных мер по выходу государства и целом или субъекта из зоны социальной опасности.

Кроме определения количественной характеристики индикаторов, большую роль играет качественный анализ характера изменений их в процессе мониторинга. При анализе процесса безопасности выделяются обычно три области изменения индикаторов:

1) область плавного положительного или отрицательного изменения состояния системы или предкризисная зона, в которой могут накапливаться факторы, способствующие снижению устойчивости и приближению кризиса.

2) критическая область - зона кризиса, в которой нарушается постепенное изменение системы и могут начаться качественно новые изменения в системе социальной стабильности общества. 3) послекризисная область может характеризоваться как вновь плавным изменением системы, так и резким неконтролируемым по скорости изменением системы.

Поэтому, одной из задач социальной безопасности является необходимость определения критериев критического порога всего комплекса индикаторов, как в общем, так и в отдельности каждого. А рассмотрение комплекса государственных мер по социальной защите населения должно проводиться в зависимости от пространственно-временных характеристик процесса, исторического опыта поколений и этнических особенностей населения регионов. Например, можно рассмотреть роль, которую сыграл закон о принятии социального стандарта минимального размера оплаты труда (в начале 90-х годов) и постепенное превращение его в некую техническую характеристику, используемую при различных расчетах государственными структурами с гражданами. Свою роль как социальный стандарт, этот показатель не мог играть изначально, как только его величина была принята, менее прожиточного биологического минимума. То есть, государство, выступая в роли работодателя, предоставила себе право законодательно принимать на работу в бюджетные организации граждан, предоставляя им заработную плату ниже биологического прожиточного минимума. И к тому же, не проводя индексацию этого социального стандарта в соответствии с ростом потребительских цен, одновременно используя его в качестве социального стандарта для определения минимального размера пенсий, социальных пособий и компенсаций, не говоря уже о стипендиях.

При решения вопросов социальной безопасности особое место занимает качество управления в системе органов государственной власти всех уровней, а именно, необходимость изменения в организации исполнительной власти, повышения качества управления, новейшие тенденции качественных изменений управления и ряд. других, в том числе использование новейших технологий при подготовке специалистов управления в органах государственной власти всех уровней.

Поэтому одним из вариантов рассмотрения социальной безопасности государства может быть определение роля принятия решения органами государственной власти всех уровней по социальной защите населения и зависимости принятия решения от пространственно-временных характеристик процесса, исторического опыта поколений и этнических особенностей населения регионов. А также необходимость координации работы, как органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъекта РФ, так и органов местного самоуправления, в целях принятия соответствующих законопроектов и нормативных актов, и роль Правительства РФ, в свою очередь, в координации работы органов исполнительной власти всех уровней в целях реализации комплекса мер по преодолению и недопущению угрозы социальной безопасности общества

 

Предыдущая Главная Вверх Следующая        Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ruRambler's Top100