Управленческое

консультирование

Главная ] Вверх ] Архив публикаций ] Рубрикатор ] Авторы ] Партнёры ] Редколлегия ] Получатели журнала ] Примечания ] English ]

 

1999, № 3

Светлана ПЕТРОВА

Тенденции развития "третьего сектора" в регионе (на примере Новгородской области)

На сегодняшний момент в России существует возможность создания организаций, не имеющих основной целью своей деятельности извлечение прибыли, в следующих формах: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности (ФЗ «Об общественных объединениях» от 19.05.95 N 82-ФЗ), некоммерческое партнерство (ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.96 N 7-ФЗ), учреждение (Ст. 120 Гражданского Кодекса РФ), автономная некоммерческая организация (ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.96 N 7-ФЗ), фонд (Ст. 118, 119 Гражданского Кодекса РФ), ассоциация (союз) (Ст. 121,122 Гражданского Кодекса РФ), религиозная организация (ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.97 N 125-ФЗ), товарищество собственников жилья (ФЗ «О товариществах собственников жилья» от 15.06.96 N 72-ФЗ), потребительское общество, союз потребительских обществ (Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 11.07.97 N 97-ФЗ), потребительский кооператив (Ст. 116 Гражданского Кодекса РФ), сельскохозяйственный кооператив, союз сельскохозяйственных кооперативов (Ст. 116 Гражданского Кодекса РФ), профессиональный союз (ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.96 N 10-ФЗ).

Проведена оценка потребностей и состояния развития неправительственных организаций, выявление, систематизация и рейтинг проблем, возникающих в ходе взаимодействия общественных некоммерческих объединений с органами государственного и муниципального управления Новгородской области. А также анализ реальных потребностей органов государственного и муниципального управления в подготовке кадров, специализирующихся в области организации взаимодействия с общественными некоммерческими организациями.

Объектом наблюдения являлись все неправительственные и некоммерческие организации Новгородской области. Среди них: общественные движения, общественные организации, общественные фонды, органы общественной самодеятельности и союзы общественных организаций, зарегистрированные по закону «Об общественных объединениях»; общественные организации (объединения), фонды, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации и объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), зарегистрированные по закону «О некоммерческих организациях»; благотворительные неправительственные организации различных форм, зарегистрированные по закону «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», а также партии, профсоюзы, религиозные объединения.

По данным Управления юстиции Новгородской области (реестр), на первое сентября 1999 года в Новгородской области зарегистрировано 1028 неправительственных и некоммерческих организаций, различных организационно-правовых норм и видов деятельности.

На основе полученных данных доминируют профессиональные союзы и объединения (52,6%), затем следуют фонды, благотворительные общественные объединения, политические партии и общественно-политические объединения (по 6,5%), спортивные и физкультурные организации (5,8%), детские и молодежные общественные объединения и общественные объединения по интересам (по 4,7%).

Менее всего в Новгородской области развиты: женские общественные организации; национально-культурные общественные объединения; общественные объединения вынужденных переселенцев; общественные объединения многодетных семей. Они составляют менее 1% от общего числа НКО.

Анализ показывает неуклонный рост организаций "третьего сектора". Причем первый всплеск интереса отмечается в 1995г. за счет возникновения общественно-политических объединений, профессиональных общественных объединений, детских и молодежных, а также общественных объединений по интересам. Качественный скачок в 1999г. обусловлен ростом первичных профсоюзных организаций.

Результаты показывают, что около 60% НКО располагается в В.Новгороде, 7,3% - в Боровичах, 5,2% - Старой Руссе. Менее 1% - Батецкий, Волот, Любытино, Марево, Мошенское, Поддорье, Хвойная, Холм, Шимск. Данная закономерность объясняется численностью населения в данных районах. Можно выделить группу средних городов, например Новгород, Боровичи, Старая Русса, с численностью населения от 50- 240 тыс. чел., малых городов, например Валдай, Чудово, с численностью населения от 20-50 тыс. чел. и малонаселенных районов с численностью населения до 20 тыс. чел. Процентное соотношение зарегистрированных НКО соответственно распределено.

Распределение направлений НКО по Новгородской области выявило следующие тенденции  Повсеместно представлено направление "Профессиональные общественные объединения" и в более чем половине районов - такие направления как "Общественные объединения по интересам", "Политические партии и общественно-политические объединения". Отмечается полное отсутствие в районах Новгородской области культурологических и религиозных общественных объединений.

Данные распределения НКО по статусу показывают тенденцию развития организаций от областного центра к периферии, практически по всем направлениям. Исключения составляют общества побратимских связей и общественные объединения многодетных семей. Логика такого исключения понятна - эти виды деятельности НКО сугубо локальны, имеют замкнутый характер сообществ группового, "кастового" типа (т.к. сообщество группируется по принципу "свой - чужой": носитель языка, многодетная мать и т.п.).

В целом тенденция распространения НКО от центра к периферии хорошо объясняется наличием оформленных гражданских инициатив, подготовленных кадров, концентрацией амбициозных личностей, информационными потоками и т.п.

Представляется интересным тендерный состав лидеров общественных организаций. По всей совокупности зарегистрированных организаций мужчин 65,7%, женщин 34,3%. При этом, если принять во внимание соотношение без учета 1999г. (всплеск регистрации первичных профсоюзных организаций) и женских общественных организаций (в которых 100% лидер -женщины), то данное соотношение выглядит как 75% к 25% соответственно. Одна из существенных особенностей заключается в том, что женщины реализуют свои лидерские качества исключительно в женских общественных объединениях (Женские общественные организации, общественные объединения многодетных семей), где они составляют 100%, и частично в первичных профсоюзных организациях 50% соответственно.

Анализ тендерного распределения по районам Новгородской области обнаружил следующую закономерность. В районах: Валдай, Демянск, Любытино, Марево, Пестово, Поддорье, Сольцы, Хвойная, Холм - более 60% лидеров НКО - женщины. Все они, за исключением Валдая, относятся к малонаселенным районам.

Взаимодействие НКО с местными органами власти

По проблеме взаимодействия НКО с местными органами власти было проведено анкетирование 27 лидеров негосударственных и некоммерческих организаций Новгородской области

По мнению большинства опрошенных лидеров НКО, одной из самых перспективных сфер сотрудничества НКО и местных органов власти является выработка стандартов обслуживания и критериев качества услуг. Следует отметить, что сертификация услуг и предприятий обслуживания, возможно, самая запущенная сфера экономики предшествующего периода. Это обстоятельство дает о себе знать и сегодня при формировании новых институтов гражданского общества.

Другая наиболее перспективная область сотрудничества НКО и местных органов власти -отработка технологии решения социальных проблем на основе социального заказа, т.е. программ, обеспеченных контрактами, грантами, тендерами, получаемыми соискателями на конкурсной основе. Запуск такого механизма может привести к быстрому укреплению неправительственных организаций, повышению их роли и авторитета в обществе.

Руководители многих НКО стремятся получить различного рода поддержку (от заработной платы до материальных ресурсов) у местных властей. Иногда это удается, но чаще такая поддержка не имеет необходимого оформления. Другая часть НКО, стремясь сохранить независимость и свободу действия, отказывается от поиска любых форм материальной поддержки со стороны местных органов власти.

Наиболее распространенная форма контактов НКО с местными органами власти - кооперация деятельности с департаментами, отделами и управлениями социального профиля. В первую очередь здесь следует назвать департаменты молодежи, образования, труда и социальной защиты.

 В целях налаживания и упорядочения контактов с НКО имеются отделы по работе с общественными организациями. На деле эти подразделения работают в основном с неправительственными организациями политического профиля и в основном в периоды предвыборных и выборных кампаний. Создание в Новгородской области общественной палаты способствовало укреплению контактов неправительственных организаций социального профиля с местными органами власти.

В целом следует отметить, что инициатива партнерских отношений, идущая от неправительственных организаций, пока еще повсеместно слабо воспринимается аппаратом управления, привыкшим к административно-бюрократическому режиму исполнения властных решений. В этом плане принятое Президентом РФ решение об организации переподготовки и повышения квалификации работников государственного аппарата следует признать важным и своевременным. Гражданское общество в России может получить новые стимулы развития, если в органах власти в центре и на местах узнают, что такое "третий сектор" и как можно наладить сотрудничество с ним на основе социального заказа, предполагающего работу по программам, обеспеченным соглашениями, договорами, грантами, контрактами, конкурсами и тендерами.

Общие потребности НКО

Все НКО должны быть открытыми перед лицом других общественных и коммерческих структур. Это одно из основных условий восприятия институтов "третьего сектора" их потенциальными партнерами и клиентами. Эта проблема стоит остро во всех районах Новгородской области. Многие лидеры НКО проявляют склонность к низкой оценке публичности.

Основная общая потребность совершенствование федерального и местного законодательства, регулирующего деятельность НКО различных организационно-правовых форм. Значительная часть лидеров вообще не готова обсуждать данную проблематику.

Развитие отношений партнерства и сотрудничества между НКО и местными органами власти - повсеместно стоящая, насущная необходимость. Важную роль в инициировании этого процесса могут сыграть международные неправительственные организации. Они способны побуждать местные власти к долевой поддержке НКО. Отношения между местными НКО и международными неправительственными организациями в основном идут по линии тренинга, обучения и получения грантов.

Формирование нового видения и понимания социальных процессов у лидеров и сотрудников НКО. Во многих обследованных НКО ожидают поддержку и проявление инициативы со стороны правительства. Между тем центральная задача состоит в проявлении собственной индивидуальной инициативы и поиске (организации) частной поддержки. В НКО четко прослеживается ориентация на патернализм и государство там, где требуется ориентация на партикуляризм и гражданское общество.

Широкое распространение информации о численности, видах, программах и акциях НКО на местном уровне. Здесь уместны различные методы - от рекламы до популяризации.

Формализация финансовых связей и отношений между местными деловыми кругами и НКО.

Обычно лидеры НКО оценивали настоятельность финансовой поддержки выше, чем спонсорство или поддержка материальными ресурсами. Вследствие того, что многие НКО оперируют в неформальной сфере (с нулевыми балансами), финансовая поддержка является одним из немногих мягких средств, позволяющих содействовать их превращению в полноценные организационные структуры. Действующая практика спонсирования нуждается в более полной открытости. Оформляемые договорами формы материальной поддержки более предпочтительны, чем неофициальные каналы посредством дружеских контактов и связей с представителями местных органов власти и бизнеса.

Консультации как общего характера, так и специальные крайне необходимы для дальнейшего развития НКО. По нашей оценке, для многих НКО Новгородской области организация специального консультирования и доступность специальной информации могут принести большую пользу в сочетании с тренингами и обучением общего характера.

Новгородский филиал Северо-Западной академии государственной службы по заданию Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации провел опрос экспертов по проблемам развития некоммерческих организаций (НКО) в Новгородской области.

Заключение

Понимание процессов, происходящих в секторе неправительственных и некоммерческих организаций в Новгородской области, предполагает непрерывное изучение данного социального объекта.

Результаты обследования показывают, что имеются существенные различия в уровне развития НКО и по районам области, и по отдельным направлениям НКО в каждом районе. Такое положение дел предполагает различие подходов к программам, формам и методам обучения и способам поддержки НКО в районах Новгородской области.

Полезно разработать стратегию и планы развития сектора неправительственных организаций. К такой работе необходимо привлекать не только местные НКО, но и представителей клиентов, правительства, бизнеса, религиозных конфессий, науки, СМИ и др.

Многие лидеры НКО отмечают потребность в контактах и консультировании специалистов, имеющих большой опыт работы в различных секторах социального обслуживания. По нашему мнению, отдельные лидеры НКО, имеющие богатый опыт работы, могут привлекаться к тренингу и консультированию.

Поощрение НКО к уходу из неформальной экономики в сферу формальных и легальных отношений. Такая работа предполагает кооперацию усилий как государственных, так и муниципальных органов власти и управления по обеспечению благоприятных политических, правовых и финансовых условий деятельности неправительственных организаций.

На местном уровне фиксируется огромная пропасть между неправительственными организациями и религиозными институтами (прежде всего Русской православной церковью). НКО необходимо более широко приглашать религиозных лидеров в свои руководящие органы, стремиться к реализации совместных проектов и акций.

Поощряя пожертвования населения, НКО необходимо иметь четкое, конкретное и персонализированное обоснование каждого конкретного пожертвования. В этом плане полезна работа с отдельными социальными группами по самостоятельным программам.

Федеральное законодательство о благотворительной деятельности требует глубокой переработки. Без нового законодательства, поощряющего бизнес к благотворительности и пожертвованиям, последние будут продолжать оставаться на низком уровне.

Местные власти должны выработать и обнародовать свою политику в отношении неправительственных организаций. Создание таких структур, как Губернское собрание, Общественная палата, Консультационный совет, может способствовать развитию взаимовыгодных отношений между НКО и местными властями.

Все организации "третьего сектора" нуждаются в первичной и специальной информации, обучении и тренингах общего характера, а также специальном консультировании по узким вопросам, поддержке в стратегическом планировании, разработке программ и привлечении средств. В этом плане важным становится разработка концепции развития всех органов НКО. Она открывает путь к созданию баз данных НКО в Новгородской области, а это значит и к созданию благоприятных возможностей иметь надежную и достоверную первичную информацию.

Необходимы публикация материалов по вопросам развития НКО как составной части гражданского общества, а также освещение успешного опыта работы организаций "третьего сектора".

В плане дальнейших исследований интересно оценить, в каком из наблюдавшихся 22 районов Новгородской области социально-экономические условия, а также политическая обстановка более благоприятна для функционирования и развития НКО.

Вывести зависимости развития НКО от численности населения района, миграционной подвижности населения.

Определить влияние отдельных социально-экономических показателей, характеризующих состояние рыночных отношений, например доля приватизированного жилья и дифференциация по доходам, и др.

 

Предыдущая Главная Вверх Следующая        Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ruRambler's Top100