Управленческое

консультирование

Главная ] Вверх ] Архив публикаций ] Рубрикатор ] Авторы ] Партнёры ] Редколлегия ] Получатели журнала ] Примечания ] English ]

 

2001, № 2

Александр ШАНТАЛОВ, Алексей ФИНИКОВ

Еще один взгляд на Налоговый кодекс

В периодической печати и других средствах массовой информации довольно широко освящается принятие Налогового Кодекса и его отдельных глав. Наряду с позитивными оценками присутствует и большое число негативных мнений о внесенных в налоговую систему новшествах. Как правило, статьи на тему реформирования налоговой системы носят характер сравнения тех норм, которые действовали до принятия Налогового Кодекса и отдельных его глав, и норм, которые будут действовать после их принятия. Чтобы не утомлять читателя перечислением различных законов и норм мы хотели бы построить обсуждение этих вопросов в несколько ином ключе.

Рассмотрим «типичное» производственное предприятие, имеющее следующие показатели. Объем реализации продукции в год - 100 единиц, затраты на сырье и материалы - 50 единиц, фонд оплаты труда - 20 единиц, среднегодовая стоимость имущества - 50 единиц. Предположим, что финансовое состояние предприятие устойчивое, команда менеджеров имеет высокую квалификацию, предприятие ежегодно проводит политику расширения производственной базы и пользуется всеми «доступными» льготами, установленными федеральными налогами.

В приведенной ниже таблице рассчитаны основные налоги, которые уплачивает предприятие в течение трех периодов: до 2001 года (принятие 2-й части налогового кодекса) в течение 2001 года, и в 2002 году (введение главы в Налоговый кодекс, касающейся налога на прибыль).

Как мы видим, налог на пользователей дорог был существенно понижен (в 2,5 раза) с 1 января 2001 года. С 1 января 2003 года этот налог будет отменен полностью. Известно, что уменьшение этого налога было компенсировано увеличением акцизов на бензин и ГСМ. Если предприятие активно использует свой автотранспорт (как это имеет место для всех малых и средних предприятий), то нельзя утверждать однозначно выиграло ли оно от снижения налога или нет. На мелкие торговые предприятия, «работающие» на разнице между покупной и продажной ценах товаров, увеличение акцизов повлияет больше всего.

Налог на содержание объектов ЖКХ был отменен 1 января 2001 года. Предполагается, что его отмену компенсирует налог с продаж. Интересно отметить, что в течение 2000 года во многих субъектах Российской Федерации действовали тот или иной налог. Например, в Санкт-Петербурге действовал налог с продаж, в Ленинградской области - налог на содержание объектов ЖКХ.

Отчисления во внебюджетные фонды претерпели значительные изменения после введения единого социального налога с новыми правилами расчета. Однако имеются определенные сомнения в том, воспользуются ли предприятия новой шкалой для снижения процентных ставок налога.

Интересно провести анализ еще одного новшества. С 1 января 2002 года вступает в действие глава Налогового кодекса, регулирующая налог на прибыль. В данной главе отсутствует целый ряд льгот по налогу на прибыль, существующих на данный момент времени в частности — льгота по капиталовложениям производственного характера, финансируемых из прибыли. Эта льгота позволяла предприятиям, активно модернизирующим производство, уменьшить налогооблагаемую прибыль в 2 раза! Мы полагаем, что не нужно объяснять, что на данном этапе экономических отношений в России любой здравомыслящий менеджер, рассчитывающий на продолжение работы своей фирмы, будет стараться вкладывать как можно больше свободных средств в покупку современного оборудования для развития своего предприятия. И как следствие пользоваться этой льготой.

Таблица. Динамика налоговой нагрузки в связи с принятием Налогового кодекса

Показатели

До 2001

2001

2002

Примечания

Реализация

100

100

100 

 

Себестоимость сырья и материалов 

50

50

50

 

ФОТ

20

20

20

 

Амортизация

2,5

2,5

2,5

Средняя норма 5% 

Налог на пользователей дорог

2,5

1

1

До 01.01.2001 2,5%
После 01.01.2001 1% 

Налог на содержание объектов ЖКХ

1,5

0

0

Отменен с 01.01.2001 в Новгородской области 

Налог на имущество

1

1

1

  

Налог на образование

0,2

0%

0%

Отменен с 01.01.2001 

Единый социальный налог

7,7

7,12

7,12

До 01.01.2001 38,5%
После 01.01.2001 макс. ставка 35,6% 

Прибыль до налогообложения

14,6

18,38

18,38 

 

Льгота по налогообложению на финансирование капитальных вложений

7,3

9,19

0

С 01.01.2002 утрачивает силу

Налогооблагаемая прибыль

7,3

9,19

18,38 

 

Налог на прибыль

2,56

3,22

4,41

До 01.01.2002 35%
После 01.01.2002 24%

Чистая прибыль

12,05

15,16

13,97 

 

Чистая рентабельность

12%

15%

14% 

 

Общая налоговая нагрузка

15,46

12,34

13,53

Без налога на добавленную стоимость 

Динамика налоговой нагрузки (увеличение/уменьшение в % от предыдущего периода)

0

-20%

10%

 

 С введением новой главы Налогового кодекса эта льгота будет отменена. В представленной нами таблице вы можете видеть, что снижение налогового бремени с 35% до 24% в 2002 году на самом деле для такого предприятия выльется в его увеличение.

Исследование изменения налоговой нагрузки на предприятие в современных экономических условиях представляет собой довольно сложную задачу, требующую учета огромного числа факторов. Поэтому представленная вашему вниманию оценка носит несколько упрощенный характер. Тем не менее, определенные выводы из расчетов можно сделать уже сейчас на основе таких простейших выкладок.

 

Предыдущая Главная Вверх Следующая        Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ruRambler's Top100