Управленческое

консультирование

Главная ] Вверх ] Архив публикаций ] Рубрикатор ] Авторы ] Партнёры ] Редколлегия ] Получатели журнала ] Примечания ] English ]

 

2002, № 4

Арнольд ШАЛМУЕВ, Андрей СУХОЦКИЙ

Опыт государственного регулирования конкурентоспособности национальной экономики

Наличие рыночных структур и их способность работать в режиме рыночной конкуренции определяет конкурентоспособность страны, которая является показателем состояния и перспектив развития национальной экономики, основой для участия в международном разделении труда и торговле.

Под методами повышения конкурентоспособности национальной экономики понимаются формы воздействия на факторы, которые способствуют усилению или ослаблению конкурентных позиций страны, региона на мировых рынках. Понятие “конкурентоспособность” может быть проанализировано на различных уровнях: товара, фирмы или отрасли, региональной, национальной экономики в целом.

Конкурентоспособность национальной экономики, по мнению авторов, - сравнительная характеристика, содержащая комплексную оценку состояния важнейших показателей экономики относительно внешних параметров, в силу этого конкурентоспособность национальной экономики проявляется в международной конкуренции. Ее изменения характеризуются такими показателями, как темп роста ВНП, темп роста производительности труда, заработной платы, доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в стране, расходы на образование, фундаментальную науку, НИОКР в процентах к ВНП, доля в экспорте страны сырьевых и трудоемких отраслей, капиталоемких отраслей, отраслей высоких технологий, доля в мировом экспорте и т.д.

Одним их важных аспектов обеспечения конкурентоспособности национальной и региональной экономики является программный подход. Правительством РФ с 1992 года регулярно разрабатываются Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (в настоящий момент 2002-2004 годы), а также формируется, с учетом предварительных итогов социально-экономического развития России в 2002 году прогноз, с применением материалов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации1.

Влияние внешних факторов формирует фактор неопределенности как существенную компоненту вариантности прогноза, то есть то относительное ускорение или замедление экономической динамики, которое формируется под воздействием мировых цен на энергоресурсы и обусловлено состоянием конкурентоспособности мировой экономики и основных торговых партнеров России, торгового и платежного баланса России и рядом других условий.

С учетом этого, разработка основных параметров развития экономики проводится по нескольким вариантам, основными из которых являются два варианта:

I вариант исходит из принципа реалистически-консервативного прогноза, включающего в себя вероятную, но относительно менее благоприятную комбинацию внешних и внутренних условий;

II вариант исходит из сценария сохранения благоприятных внешних и внутренних условий развития в ближайшие годы.

Оба варианта базируются на обязательном выполнении намеченных Правительством Российской Федерации мер в социальной и хозяйственной сферах.

Дополнительные варианты могут учитывать возможность более значительного ухудшения конъюнктуры на международных рынках сырьевых и энергетических ресурсов.

При этом в период смены факторов роста экономика оказывается наиболее чувствительной к воздействию оперативных мер экономической политики. Именно в этот период важны согласованные решения в области налоговой, тарифной, таможенной, бюджетной, денежно-кредитной и валютной политики.

Конкретное сочетание мер экономической политики определяется условиями реализации того или иного сценария, прежде всего, состоянием платежного баланса России и финансовым положением субъектов экономики.

Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2005 года

 

Показатель

 

2002 год

 

оценка

Прогноз

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Индекс потребительских цен, декабрь к декабрю, в %

 

114

 

110-112

 

108-111

 

106-108

Валовой внутренний продукт, в %

к пред. году

103,9

 

 

 

I вариант

 

 

103,5

104,3

104,6

II вариант

104,4

105,5

105,9

Продукция промышленности, в % к пред.году

 

104,4

 

 

 

I вариант

 

103,2

103,8

104,2

II вариант

104,1

105,3

105,5

 

 

 

 

 

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования, в % к пред.году

 

104,5

 

 

 

I вариант

 

106,3

107,5

107,5

II вариант

107,5

109,0

109,0

 

Экспорт – всего, млрд. долл. США

103,9

 

 

 

I вариант

 

 

102,1

105,2

110,3

II вариант

110,6

117,8

125,7

 

Импорт – всего, млрд. долл. США

58

 

 

 

I вариант

 

 

 

61,0

64,7

70,0

II вариант

63,0

69,0

76,9

Положительными темпами характеризовалась динамика основных макроэкономических показателей при постепенной смене факторов экономического роста (уменьшении влияния внешних факторов и повышении влияния внутренних).

Сохранялась финансовая стабильность, которая обеспечивалась устойчивым профицитом федерального бюджета. Снизились темпы инфляции, прежде всего под воздействием сдержанной бюджетной и денежно-кредитной политики Правительства Российской Федерации и Банка России. В соответствии с принятым графиком обслуживался государственный долг, причем без новых внешних заимствований. Снизился чистый отток российского капитала за рубеж. Устойчивой и предсказуемой оставалась ситуация на валютном рынке.

Основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации
(в % к соответствующему периоду предыдущего года)

Показатель

1999

2000

2001

 

январь-июль 2002

2002 (оценка)

Валовой внутренний продукт

105,4

109,0

105,0

104,0

103,9

Инфляция (ИПЦ)

(на конец периода)

136,5

120,2

118,6

109,8*

114,0*

Продукция промышленности

111,0

111,9

104,9

103,9

104,4

Продукция сельского хозяйства

104,1

107,7

106,8

103,9

103,0

Инвестиции в основной капитал

105,3

117,4

108,7

102,6

104,5

Реальные располагаемые среднедушевые денежные доходы населения

86,4

109,5

105,8

107,8

106,8

Оборот розничной торговли

93,9

108,8

110,7

108,7

108,5

Объем платных услуг населению

106,6

105,0

102,8

100,9

102,0

Экспорт товаров

101,0

139,5

96,2

93,0**

102,3

Импорт товаров

68,1

113,5

119,8

107,3**

107,8

 *) по оценке Минэкономразвития России

**) январь-июнь2002 г.

В структуре использования ВВП основными компонентами, обеспечившими рост, были существенное увеличение конечного потребления домашних хозяйств и рост физических объемов экспорта.

В условиях оживления мировой экономики и улучшения мировой конъюнктуры с марта текущего года, в I полугодии 2002 года восстановился реальный рост сезонно и календарно очищенной динамики экспорта товаров. Вместе с тем, в I полугодии текущего года экспорт оставался ниже уровня соответствующего периода предыдущего года на 7%, при значительном росте физического объема экспорта (более чем на 10 %).

Импорт товаров в I полугодии текущего года вырос по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 7,3%, в то время как в I полугодии 2001 года прирост составил 22,3 %.

Сдержанная динамика импорта в текущем году связана, прежде всего, с замедлением темпов реального укрепления рубля. За семь месяцев текущего года рубль в реальном выражении укрепился по отношению к доллару США, по расчетам Минэкономразвития России, на 3,2%, в то время как в январе-июле предыдущего года его реальное укрепление составило 6,1процента. При этом реальный эффективный курс рубля с начала года снизился, по оценке, на 3 %.

Анализируя данные таблицы по экспорту и импорту нельзя не остановиться на особенностях международной конкуренции.

 По нашему мнению, международная конкуренция относится не только к внешним рынкам, но и в равной степени к внутренним рынкам стран с открытой экономикой, где национальные производители конкурируют с иностранными производителями в пределах национальных границ. Поэтому основное понятие конкурентоспособности национальной экономики подразумевает способность национальных компаний производить товары и услуги, по ценам и качеству не уступающим их аналогам зарубежного производства и удовлетворяющим как внешних, так и внутренних потребителей2.

Необходимо отметить, что неоклассический инструментарий исследования рынка, ценообразования и производства применим, и широко используется на практике, если в качестве предпосылки принять равновесное состояние рыночной системы. Расширяя объект микроанализа за счет монополистических и олигополистических форм, мы приходим к рассмотрению трех открытых чистых форм рынка: конкуренции, олигополии и монополии и их всевозможных комбинаций. По мере решения задач оптимизации и ценообразования возникает вопрос об эффективном распределении через независимые частные решения, координируемые рынком. Связь между конкурентным равновесием и распределением ресурсов в экономике исследована в работах Паретто, Вальраса и др. Однако эффективное распределение не всегда оказывается социально справедливым, кроме того, расхождение индивидуальной и общественной пользы (вреда) в условиях неопределенности почти не рассматривалось экономистами. Задача государства состоит в устранении провалов рынка при нейтрализации отрицательных внешних эффектов, а также во взимании платы за пользование созданными рынком положительными внешними эффектами с помощью налогов, пошлин, тарифов и проч.

Важной вехой экономической мысли стало рассмотрение неравновесной экономической системы на макроуровне, учитывая феномен безработицы, нерационального поведения, трансакционных издержек. Объектом воздействия становятся не индивидуальные цены, структура производства, рыночные институты, а совокупный спрос и циклические колебания экономики. На смену регулирования ценообразования и отраслевой структуры производства приходит денежно-кредитная политика государства, направленная на смягчение амплитуды колебаний экономического цикла и стимулирования эффективного спроса. В области бюджетно-налогового регулирования основой становится манипулирование ставкой налога и величиной расходов государственного бюджета.

Основной задачей государства становится использование рестриктивных мер при перегреве экономической конъюнктуры и перенесение части эффективного спроса в виде прогрессивного подоходного налога на стадию спада. С наступлением эпохи неоконсерватизма акцент был перенесен с управления эффективным спросом на стимулирование факторов производства. Для этого экономисты использовали такие инструменты, как установление налоговых льгот на инвестиции и снижение налогов на состоятельных граждан, имеющих сбережения.

По мере развития рыночной конкуренции менялись задачи государственной политики от непосредственного восполнения “провалов рынка” до настоящего понимания формирования конкурентной среды и оформления институциональной базы современного предпринимательства. Помимо этого, немалое значение имеет выбор направления государственной политики во внешнеэкономической деятельности. Поскольку мерилом развития национальной экономики является конкурентоспособность отечественных производителей на мировом рынке и участие в международном разделении труда, то проблема создания национальных конкурентных преимуществ неразрывно связана с выбором между протекционистской защитой внутреннего рынка от возрастающей международной конкуренции либо либерализацией внешней торговли.

В современных условиях существует ряд значимых причин, которые воздействуют на международный обмен, вызывая различные искажения и отклонения от классических постулатов международного обмена. К ним относятся неравномерность распространения НТП, возрастающая отдача от концентрации производства, экспортные картели, межправительственные соглашения, особенности формирования преимуществ транснациональных компаний.

Длительная история становления антимонопольного законодательства и широкое его применение в развитых странах показали, что эффективное применение законодательства о деловой ограничительной практике позволяет защитить национальный рынок от зарубежных монополистов в случае нанесения ими ущерба национальной экономике. В свою очередь в виду развития экспорта регулирование концентрации внутреннего рынка может быть направлено на формирование крупных производственных единиц, имеющих формальные признаки монополии. Поощрение такой концентрации производства, позволяющей снизить издержки производства и сосредоточить в одних руках разработку новейших образцов продукции, используется в экономической политике большинства развитых стран (ЕС, Япония) с целью повышения национальной конкурентоспособности на внешнем рынке. Оптимальные размеры производства в масштабах национального и мирового рынка не совпадают: вряд ли целесообразно разрушать созданное производство в том случае, если оно соответствует критериям монополии на внутреннем рынке, но имеет оптимальную величину с точки зрения экспортных возможностей.

Отмечено, что механизм антимонопольного регулирования в развитых странах является орудием защиты национальных интересов, т.е. оно может быть применено к действиям иностранных компаний за пределами государства, которые наносят ущерб конкуренции на внутреннем рынке. Международный аспект антимонопольного регулирования предусматривает три момента: сферу действия национального антимонопольного законодательства, влияние антимонопольного регулирования на конкурентоспособность национальной экономики, борьбу против злоупотребления иностранного капитала средствами антимонопольного регулирования.

В переходной экономике России формирование конкурентной среды связано с решением ряда основных задач, к которым относятся создание предпринимательского сектора экономики (структурная политика, приватизационные процессы), формирование организационных правовых условий преодоления монополистических диспропорций, злоупотреблений доминирующим положением на товарных рынках, предупреждение недобросовестной конкуренции, и, наконец, устранение административных искусственных барьеров, препятствующих равной конкуренции.

Для эффективной реализации государственной антимонопольной политики актуальной стала разработка законодательных актов, регулирующих процессы слияний и поглощений в банковской сфере, холдинговых компаниях, обеспечения контроля над финансовой сферой. Контроль антимонопольных органов необходим, в частности, при законодательном урегулировании вопросов привлечения иностранного капитала, стремящегося к созданию новых частных монопольных структур в России. Из опыта зарубежного антимонопольного регулирования следует, что в национальных интересах России необходимо принимать меры, препятствующие скупке конкурирующих российских предприятий, с последующим их банкротством и приватизацией каналов сбыта в пользу зарубежных компаний-конкурентов. Это напрямую связано с социальной политикой и обеспечением занятости населения.

Проведение протекционистской политики должно быть основано на учете интересов российских производителей, имеющих экспортный потенциал в ряде отраслей. Создание равных условий конкуренции и конкурентной среды на внутреннем рынке требует адекватной защиты от ограничительной монопольной практики не только со стороны российских монополистов, но и со стороны зарубежных конкурентов, стремящихся завоевать новые рынки.

Основными принципами стратегии конкурентоспособности зарубежных фирм и методами управления потенциалом конкурентоспособности фирмы, с помощью которых удается выявить дополнительные источники конкурентных преимуществ, являются:

bullet

во-первых конкурентное преимущество, проистекающее из улучшения технологии, внедрения новшеств. Стратегически новшества могут касаться любого вида деятельности, связанного с производством продукта. Новые технологии способствуют закреплению сравнительных преимуществ, т.к. снижают издержки производства и цены на продукцию, повышают ее качество. Разработка новых продуктов лежит в основе борьбы за рынок, привлечения потребителей и торговых партнеров;

bullet

во-вторых, конкурентное преимущество зачастую создается в рыночных нишах, к которым крупные конкуренты не проявляли интереса в силу их незначительной прибыльности и малой емкости на момент освоения;

bullet

в-третьих, конкурентное преимущество поддерживается благодаря постоянным улучшениям, что требует постоянных вложений в новые разработки. Корпорации участвуют в финансировании НИОКР, поскольку это связано с доступом к новейшим технологиям, дает возможность диверсификации хозяйственной деятельности в смежных отраслях, позволяет расширить свои источники конкурентного преимущества (подготовленные квалифицированные кадры, новые технические решения, повышение качества). Таким образом, долгосрочные стратегии расширения конкурентных преимуществ более долговечны, нежели стратегии, основанные на снижении издержек, экономии на масштабе, привлечении крупных капиталовложений.

Проведение реструктуризации экономики и политики защиты конкуренции, создание национальных финансово-промышленных групп при административном контроле над выполнением положений антимонопольного законодательства являются необходимым условием роста конкурентоспособности национальной экономики России. Все перечисленные методы направлены на создание наиболее благоприятных макроэкономических условий, которые позволяют наращивать национальные конкурентные преимущества и способствуют динамичному переходу от конкуренции цен к конкуренции технологических процессов.

В России есть крупные промышленные предприятия, которые могут при незначительной поддержке государства проводить целенаправленную политику снижения издержек производства и повышения конкурентоспособности своих товаров. Объединение промышленного и банковского капиталов в рамках ФПГ даст им возможность выступить в качестве центров оживления деятельности других хозяйственных подразделений национальной экономики. Консолидация средств промышленных предприятий и финансовых институтов позволит ускорить структурную перестройку, предотвратить сокращение научно-технического потенциала страны.

Рост конкурентоспособности российских производителей может быть обеспечен при условии снижения издержек за счет применения трансфертного ценообразования между участниками финансово-промышленного объединения с целью распределения ресурсов по производственной цепи, снижения банковского процента по коммерческим кредитам торговым организациям, входящим в группировку. По своей экономической сути финансово-промышленные группировки представляют собой объединение хозяйствующих юридических лиц, имеющих крупный финансовый и промышленный капитал. Соединение банковского и промышленного капитала создает экономическую возможность эффективной деятельности по реализации крупных проектов и осуществлению прогрессивных структурных сдвигов в экономике страны. В настоящее время процесс образования российских ФПГ происходит в условиях формирования рыночной инфраструктуры, системы отношений собственности, закрепления роли государства.

В заключение необходимо отметить, что конкурентоспособность - это не только благоприятный обменный курс, положительный торговый баланс, промышленные субсидии или низкий уровень инфляции. В первую очередь, конкурентоспособность характеризуется производительностью, с которой используются национальные ресурсы: человеческие, капитал и природные ресурсы.

 

1. Прогноз социально-экономического развития РФ на 2003г. и основные параметры прогноза до 2005г..-М.:МЭРиТ, 2002, с.98 

2. Белаш А.И. Опыт экономической интеграции в Европе// Сб. “Управление, регулирование и хозяйственный механизм регионального развития”. - Москва: СОПС и ЭС, 1992; Белаш А.И. Рыночная конкуренция как фактор экономического развития// Сб. “Современная международная экономика”. - Москва: ИНИОН РАН (№52514 от 15.04.97г.), раздел “Экономика”, №11,1997; Белаш А.И. Конкурентоспособность предприятия и методы ее оценки// Сб. “Современная международная экономика”. - Москва: ИНИОН РАН (№52514 от 15.04.97г.), раздел “Экономика”, №11, 1997; Bartmess A., CemyK. Seeding plants for a global harvest // The McKinsey Quarterly. - 1993. - №2; Bryan L., Lyons Т., Rosenthal J. Corporate strategy in a globalizing world: The market capitalization imperative // The McKinsey Quarterly, - 1998. - № 3; Eraser J., Oppenheim J. What's new about globalization? // The McKinsey Quarterly. - 1997. - № 2; Porter М. On Competition. - Boston., 1998; Porter М. Competition in Global Industries. - Boston., 1986; Porter М. New Introduction to The Competitive Advantage of Nation // The Competitive Advantage of Nation. - N.Y., 1990

 

Предыдущая Главная Вверх Следующая        Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ruRambler's Top100