Управленческое

консультирование

Главная ] Вверх ] Архив публикаций ] Рубрикатор ] Авторы ] Партнёры ] Редколлегия ] Получатели журнала ] Примечания ] English ]

 

2003, № 1

Арнольд ШАЛМУЕВ, Александр ГРИГОРЬЕВ

Роль регионального фактора в обеспечении устойчивости стратегии экономического развития

Регионализм устойчивого развития объективно обуславливается тем, что социально-экономические процессы, структура производства и экологические условия имеют четко выраженный региональный характер. На это оказывают существенное влияние различия природно-климатических условий, неравномерность распределения природных ресурсов, сложившаяся система расселения населения, традиции хозяйственного уклада. Социально-экономическое развитие, использование природных ресурсов и охрана окружающей среды всегда соотносятся с определенной территорией.

Методологическая и практическая важность территориального аспекта стратегии устойчивого развития определяется тем, что такое развитие России в целом возможно лишь при устойчивом и гармоничном развитии всех ее регионов и сбалансированности межрегиональных социо-эколого-экономических отношений.

Региональные комплексы России отличаются исключительным разнообразием: на разнообразие природных условий и ресурсов наложились исторически сложившиеся различия в населении и хозяйстве, резко усилившиеся в 1990-е годы и пока не обнаруживающие тенденций к сглаживанию. Практически каждый регион представляет собой неповторимое сочетание природных, экономических и социальных комплексов, что не исключает объединения различных регионов в группы (типы) по сходству наиболее существенных признаков. Так, различия по площади территорий субъектов Российской федерации (областей, республик и автономных округов) достигают 308 раз, по численности населения - 340, стоимости основных фондов - 118, производству валового регионального продукта (ВРП) - 191, объему промышленной продукции - 9272, объему сельскохозяйственной продукции - 1847 раз, что обуславливает огромную дифференциацию регионов по располагаемому экономическому потенциалу, уровню и качеству жизни населения.

Наряду с общими целями, задачами и критериями устойчивого развития региональный уровень имеет и свои отличительные особенности - свой набор, масштаб и характер проблем устойчивого развития, свои подходы к их решению, свой арсенал инструментов и методов, используемых для реализации таких подходов, которые должны найти отражение в региональной политике в целом, в принципах и подходах к решению межрегиональных проблем, к перспективам развития регионов как комплексных территориальных систем.

Генеральное направление регионального развития - максимальное усиление собственной экономической базы в каждом из субъектов федерации путем структурной перестройки их хозяйства, адекватной требованиям рыночной экономики и платежеспособного спроса на продукцию предприятий региона и учитывающей весь комплекс научно обоснованных экологических требований. Вместе с тем федерация в целом будет перераспределять часть средств федерального бюджета в пользу тех регионов, которые пока не могут собственными силами решать основные задачи их устойчивого развития, а также в пользу регионов, решающих задачи, важные для всех субъектов федерации.

Регионы являются по сути интегральными образованиями, обладающими определенным единством природных, хозяйственных и социальных компонентов, и поэтому они впрямую заинтересованы в пропорциональном, сбалансированном развитии и использовании всех этих компонентов. Опора на регионы, являющиеся естественными выразителями интегрального подхода и заинтересованные в сбалансированном развитии всей системы "природа - население - хозяйство", будет способствовать преодолению недостаточного в нынешних условиях узкоэкономического подхода к постановке и решению проблем развития, к определению их приоритетности, к оценке эффективности различных хозяйственных и социальных мероприятий1.

Хозяйственные комплексы регионов и территориальных сообществ объективно формируются вокруг производств, на которых специализируются регионы в общероссийской системе территориального разделения труда. Специализация выгодна каждому из регионов и локальных сообществ, помогая им сконцентрировать свои ресурсы и усилия на развитии производств, наиболее эффективных в данных региональных и локальных условиях, повышая тем самым эффективность всей экономики региона, города и т.д., способствуя укреплению регионального и местного бюджетов и расширению местных возможностей в решении проблем устойчивого развития.

Комплексное развитие дополняет эффективную территориальную специализацию, обеспечивает более успешное развитие отраслей специализации, диверсифицирует отраслевую структуру хозяйства региона и тем самым повышает устойчивость функционирования и развития всего территориального общественно-природного комплекса.

Оно дает дополнительный экономический эффект благодаря большей взаимоувязанности, пропорциональности разных отраслей на территории, в том числе и за счет большей технологической увязки производств, что позволяет обеспечить более полное использование сырья, уменьшить долю отходов и тем самым повысить эффективность использования сырья, топлива, энергии, материалов, лучше решать экологические проблемы. Разнообразие производств, сочетающихся в едином комплексе, создает возможности и для более полного и стабильного использования трудовых ресурсов. Комплексное развитие дает эффект также за счет общей производственной и социальной инфраструктуры, за счет экономии на транспортных затратах.

Преимущества комплексного развития хозяйства должны быть реализованы в условиях многоукладной экономики. Эффект от комплексности получают все хозяйствующие субъекты, независимо от формы собственности. В условиях рынка создаются и более благоприятные возможности для реализации комплексного развития, так как отсутствуют ведомственные преграды, препятствовавшие технологической и экономической увязке разных производств и инфраструктуры в регионах; предприятия свободны в выборе форм и методов взаимодействия, и решающим стимулом становится экономический интерес, который объективно побуждает предприятия и организации объединяться во взаимосвязанные хозяйственные комплексы.

Как региональные и местные органы, так и хозяйствующие субъекты объективно заинтересованы в комплексном развитии хозяйства региона. Такое совпадение интересов способствует усилению комплексности и пропорциональности региональной и местной экономики, большему ее соответствию возможностям природной среды.

Анализируя положение дел в рассматриваемой области, следует отметить, что в современной антикризисной политике государства акцент в большей степени смещен в сторону финансово-правового регулирования антикризисного процесса для условий, когда предприятие уже находится в разбалансированном состоянии и не способно продолжить финансовое обеспечение производственного процесса.

Необходимой частью решения задачи выбора стратегии регионального развития и определения путей ее реализации является разработка прогнозных сценариев. При построении прогноза стратегического развития необходимо исходить из того, что регион - это значительная социально-экономическая система, обладающая значительной инерционностью, устойчивостью, типическим разнообразием, разным уровнем открытости, стремлением к автоматизации и формированием собственных структурных компонентов, имеющая определенные противоречия с Центром, и в то же время неразрывно связанная с социально-экономической системой государства в целом.

Одной из важных функций органов государственной власти в формировании и регулировании региональной стратегии экономического развития является использование прогнозного инструментария развития регионального народнохозяйственного комплекса. Основополагающей функцией органов власти является развитие экономики региона, определение инфраструктурного потенциала территории, комплексная социально -эколого -экономическая оценка использования ресурсного потенциала, моделирование условий развития инвестиционной среды, гармонизации правового взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления.

В каждом из сценариев в качестве информационно-аналитической базы может использоваться набор характеристик. В частности, для прогноза деятельности в макроэкономической среде может быть составлена матрица тенденций (табл.1), в которой могут быть запланированы несколько вариантов изменения макроэкономической среды и мероприятия реакции предпринимательской среды. При наличии достаточного количества информации целесообразно рассчитывать уравнение регрессии для макроэкономической среды на основе частных регрессионных зависимостей.

Таблица 1
Матрица тенденций макроэкономической среды
 

Среда

Экономическая

Правовая

Институциональная

Тенденция

 

 

 

Позитивная

+1

+1

+1

Стабильность

0

0

0

Негативная

-1

-1

-1

В общем виде наиболее вероятная интегральная тенденция изменения макроэкономической среды (Т/этах) может быть представлена в виде средне­взвешенной тенденции из анализируемых:

где:

аi - удельный вес показателя; как правило, вес рассчитывается на основе оценки степени важности каждой конкретной тенденции;

хi - показатель, характеризующий одну из тенденций.

N - число рассматриваемых составляющих макроэкономической среды.

В частности, для рассмотренного выше (табл. 1) случая, по нашему мнению, наиболее вероятная интегральная тенденция будет иметь следующий вид:

Уравнение регрессии в данном случае примет следующий вид:

где:

- интегральная тенденция;

- уравнение регрессии для i- той тенденции;

j - количество значимых параметров в уравнении регрессии i-той тенденции.

Рассмотрим более подробно несколько граничных сценариев.

Пессимистический сценарий

Пессимистическим называется сценарий, для которого Тртах = -1, то есть экономическая, правовая и институциональная среды имеют негативную тенденцию. На практике это означает, что в экономической среде, например, повышаются ставки банковского кредитования, снижается объем иностранных инвестиций, в правовой среде принимаются достаточно жесткие законы, ущемляются права акционеров и самих корпораций, институциональная среда сужается. В этом случае корпорация может начать реализовывать систему антикризисных мер.

Умеренно-пессимистический сценарий

Умеренно-пессимистический сценарий складывается, когда одна или две среды имеют негативную тенденцию, а остальные стабильны, то есть:

-0,3 > Tpmax > -1.

На практике это может означать, что в экономической среде возрастают инфляционные ожидания, снижается индекс реального спроса, правовая среда не изменяется, а в институциональной среде, например, существуют трения с поставщиками. В этой ситуации корпорация проводит частные мероприятия по каждому конкретному направлению.

Стабилизационный сценарий

Стабилизационный сценарий (+0,3 > Tpmax > -0,3) свидетельствует о практическом отсутствии какой-либо динамики в любой из рассматриваемых сред. Это означает, что для корпорации складываются предпосылки для развития и повышения эффективности. В этой связи основным направлением деятельности является привлечение дополнительных источников финансирования для расширения производства, повышения качества продукции, оптимизации затрат.

Умеренно-оптимистический сценарий

Этот сценарий складывается, когда одна или две среды имеют позитивную динамику, остальные стабильны, например:

+0,3 < Tpmax < +1.

Практически это означает, что экономика имеет тенденции роста, покупательная способность населения растет, принимаются новые законы, отражающие реалии текущего состояния национальной экономики. Институциональная среда стабильна, то есть все обязательства выполняются в установленные договорами и законодательством сроки. В этой ситуации корпорация может применить агрессивную стратегию, используя позитивные тенденции в отдельных средах, попытаться осуществить прорыв в остальных. Например, в описанном выше сценарии корпорация может осуществить PR- акции для привлечения новых участников институциональной среды (акционеров, потребителей и др.).

Оптимистический сценарий

Оптимистический сценарий, характеризующийся соотношением Tpmax +1, свидетельствует об очень благоприятном климате для корпорации. В этих условиях направления деятельности могут быть следующими:

bullet

оптимизация управления, подготовка его к возможному росту корпорации;

bullet

подготовка и размещение эмиссии для привлечения новых капиталов;

bullet

перераспределение доходов в инновационный процесс.

В рамках оптимистического сценария основной рекомендацией для корпорации может быть "не навреди!", то есть основным критерием деятельности является разумный консерватизм, который позволяет принимать решения, не ухудшающие тип сценария.

Для прогнозирования динамики изменения макросреды можно использовать определенный инструментарий, позволяющий точнее отслеживать тенденции и осуществлять стратегическое планирование деятельности корпорации.

На основе предложенного инструментария был проведен анализ складывающегося к настоящему времени сценария развития макроэкономической среды в России. Как показывает проведенный анализ, макроэкономический сценарий 2002 года можно для большинства предприятий промышленной среды оценить как умеренно-позитивный. Это подтверждается следующими фактами:

1. В экономической среде:

bullet

повышение объемов отечественных и иностранных инвестиций в российскую экономику;

bullet

снижение инфляционных ожиданий и повышение индекса потребительского спроса;

bullet

предсказуемый валютный курс.

2.В правовой среде:

bullet

принятие бюджета до наступления нового года оказало позитивный стимул на законотворческую работу;

bullet

законы, вступающие в действие в 2001-2002 годах, в целом имеют позитивный характер.

3. В институциональной среде предполагается, что ситуация останется стабильной, поскольку предпринимательская среда все более институциона­ лизировалась, хотя возможны варианты, что среды пересекаются, а в рамках крупных корпоративных коалиций и объединяются.

На основе вышесказанного можно заключить, что в складывающейся обстановке отечественным предпринимателям необходимо реализовать имеющийся потенциал роста объемов производства, эффективнее использовать имеющиеся ресурсы, а также определить новые направления диверсификации деятельности.

horizontal rule

1. Концепция стратегии устойчивого развития экономики Российской Федерации до 2010г..-Государственная Дума федерального Собрания Рф /под ред. академика Д.С. Львова./-М.:2001

2. См. подробнее: Орехов С. А. Диверсифицированные корпоративные объединения: проблемы статистического анализа. М.: БУКВИЦА, 2000 л - 120 с., с ил.; Омельченко Е.В. Роль предпри­нимательства в модернизации экономики. - М.: ИКАР, J997.; Омельченко Е.В. Производственное предпринимательство в экономике России. - М.: ИКАР, 20О1 и др.

  

Предыдущая Главная Вверх Следующая        Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ruRambler's Top100