Управленческое

консультирование

Главная ] Вверх ] Архив публикаций ] Рубрикатор ] Авторы ] Партнёры ] Редколлегия ] Получатели журнала ] Примечания ] English ]

 

2003, № 2

Ольга АНДРИАНОВА

Определение инвестиционных возможностей и продвижение промышленных инвестиционных проектов

Определение инвестиционных возможностей является отправной точкой для деятельности потенциальных иностранных инвесторов, которые заинтересованы в получении такой информации. Чтобы иметь такую информацию для идентификации инвестиционного проекта, следует применять подходы на уровне сектора экономики и на уровне предприятия. На уровне предприятия необходимо определить конкретные инвестиционные требования индивидуальных проектоустроителей как из одной, так и из другой страны.

Секторный подход к определению инвестиционных возможностей заключает в себя сбор информации о регионе, промышленном секторе, а также анализ ресурсов. Анализ заинтересованности инвесторов из развитых стран в инвестировании в экономику стран, нуждающихся в притоке иностранного капитала, требует обзора текущей экономической ситуации в этих странах, включая исследование структурных проблем, с которыми сталкивается их производственный сектор.

Главным инструментом, используемым при количественной оценке информации, которая требуется для развития идеи проекта в конкретное предложение, является исследование инвестиционных возможностей. Анализируются следующие аспекты:

  1. Природные ресурсы, пригодные для обработки.

  2. Отраслевая структура.

  3. Будущий спрос на продукцию.

  4. Импорт для определения сфер импортозамещения.

  5. Воздействие на окружающую среду.

  6. Секторы обрабатывающей промышленности, успешно функционирующие в других странах с аналогичной экономической базой, сходные уровнем развития и состояния финансовых, трудовых и природных ресурсов.

  7. Возможные взаимные связи с другими отраслями, местными или транснациональными.

  8. Возможное расширение существующих производств на основе нисходящей или восходящей интеграции.

  9. Возможности диверсификации.

  10. Возможности расширения производства.

  11. Общий инвестиционный климат.

  12. Промышленная политика.

  13. Наличие и стоимость производственных факторов.

  14. Экспортные возможности.

Исследования инвестиционных возможностей носят поверхностный характер и основываются в большей степени на общих оценках, а не на детальном анализе. В зависимости от обстоятельств и необходимости проводятся исследования либо общих возможностей (секторный подход), либо возможностей конкретного проекта (подход на уровне предприятия), либо то и другое вместе1 .

Исследования общих возможностей можно разделить на три категории:

bullet

исследования регионов, предназначенные для выявления возможностей в данном регионе;

bullet

промышленные исследования, направленные на выявление возможностей в данной отрасли промышленности;

bullet

исследования, направленные на выявление возможностей использования природных ресурсов, сырья.

Исследования возможностей конкретного проекта проводятся в соответствии с первоначально выявленными общими возможностями. Такую работу могут проводить агентства содействия инвестициям или торгово-промышленные палаты.

Исследования возможностей конкретного проекта можно определить как превращение проектной идеи в широкое инвестиционное предложение. Имея целью стимулирование заинтересованности инвесторов, исследования возможностей конкретного проекта должны содержать определенную базовую информацию. Одного перечисления недостаточно, так как потенциальный иностранный инвестор должен рассмотреть вопрос о том, насколько привлекательны имеющиеся возможности. Нужна широкая инвестиционная картина для стимулирования заинтересованности инвестора.

Идея инвестиционного проекта должна быть проработана и предварительно обоснована с точки зрения осуществимости проекта, его значимости и привлекательности для отдельного инвестора. Детальный анализ возможных альтернатив охватывает такие аспекты:

bullet

стратегия проекта;

bullet

рынок и концепция маркетинга;

bullet

сырье;

bullet

месторасположение, участок и окружающая среда;

bullet

проектирование и технология;

bullet

организация и накладные расходы;

bullet

трудовые ресурсы, управленческие кадры, потребности в обучении;

bullet

график осуществления проекта и составление бюджета. Вышеперечисленные факторы должны быть оценены с финансовой точки зрения и экономической.

Исследования обеспечения, или функциональные исследования, охватывают определенные аспекты инвестиционного проекта, особенно в случае крупных инвестиционных предложений. Примерами таких исследований могут быть следующие:

bullet

исследование рынка предполагаемой продукции, включая прогнозирование спроса на соответствующем рынке;

bullet

исследования сырьевой базы, потребляемых ресурсов, необходимых для осуществления проекта, а также имеющиеся и прогнозируемые тенденции в области изменения цен на материалы и ресурсы;

bullet

исследование месторасположения и транспортных издержек;

bullet

анализ экологической обстановки: оценка воздействия на окружающую среду в случае размещения производства в регионе, возможности внедрения технологий, использования альтернативных видов сырья;

bullet

исследования оптимизации масштабов производства, масштабов рынка и др.

Содержание исследований обеспечения варьируется в зависимости от вида и характера проекта. После проведения функциональных исследований обычно следует стадия технико-экономического обоснования и подготовка оценочного заключения.

Не существует единого подхода и универсальной модели, чтобы охватить все промышленные проекты любого типа, категории и стоимости. Рассматриваемые компоненты меняются от проекта к проекту. Но для большинства промышленных проектов применим широкий спектр общих рекомендаций.

Процесс продвижения инвестиционного проекта охватывает всю предынвестиционную фазу и может даже захватывать собственно инвестиционную фазу. Он включает в себя набор соответствующих видов деятельности, таких, как определение потенциальных инвесторов, проведение переговоров и достижение договоренности об инвестировании проекта и других. Для достижения успешных результатов продвижение инвестиционного проекта требует эффективного взаимодействия всех заинтересованных сторон.

Успех продвижения проекта в значительной степени зависит от общего инвестиционного климата, деловой среды, целей, политики или стратегии развития промышленного сектора экономики, существующей инфраструктуры и имеющегося механизма принятия решений.

Для успешного продвижения инвестиционных проектов требуется значительная институциональная поддержка. Во многих странах для этой цели созданы специальные агентства по содействию и развитию инвестиций. Главные цели таких организаций - не только выявление инвестиционных возможностей и проведение соответствующих исследований, но и нахождение потенциальных отечественных или зарубежных партнеров, заинтересованных в инвестировании.

Инвестор для принятия решения об инвестировании руководствуется системой приоритетов инвестиционного проекта:

bullet

общественная значимость проекта;

bullet

соответствие целям и задачам инвестора;

bullet

имидж и влияние на инвестора;

bullet

соответствие целям и задачам инвестора;

bullet

соответствие финансовым возможностям инвестора;

bullet

соответствие организационным возможностям инвестора;

bullet

рыночный потенциал создаваемого продукта;

bullet

период окупаемости проекта;

bullet

прибыль;

bullet

уровень риска;

bullet

экологическая безопасность проекта;

bullet

соответствие законодательству.

Одной из важнейших характеристик проекта, определяющих условия его отбора, является связанный с его осуществлением инвестиционный риск, отражающий вероятность потери вложенных средств вследствие различных социальных, политических и экономических причин.

Критерии отбора инвестиционных проектов подразделяются, (условно) на следующие группы:

1. Целевые критерии (определяются социально-экономической ситуацией в стране).

2. Внешние и экологические критерии (включают правовую обеспеченность проекта, его соответствие действующему законодательству, влияние на уровень занятости).

3. Критерии реципиента, реализующего проект (навыки управления и опыт предпринимателей, компетенция руководящего персонала, маркетинговая стратегия, потенциал роста, показатели диверсификации и др.).

4. Критерии научно-технической перспективы (перспективность научно-технических решений и др.).

5. Коммерческие критерии (объем инвестиций на осуществление проекта, потенциальный годовой объем прибыли, экономическая эффективность, срок окупаемости проекта, предоставление налоговых льгот, финансовый риск и т.д.).

6. Производственные критерии (доступность сырья, материалов, наличие производственного персонала по численности и квалификации и др.).

7. Рыночные критерии (потребности рынка, емкость рынка, вероятность коммерческого успеха, необходимость маркетинговых исследований, рекламы, уровень конкуренции и т.д.).

8. Критерии региональных особенностей реализации проекта (степень риска, характерная для конкретного региона, ресурсные возможности региона, состояние инфраструктуры и др. факторы)2.

Инвестиционный проект следует понимать как неотъемлемую часть социально-экономической и экологической систем. Промышленное инвестирование вовлекает долгосрочные финансовые вложения и, чтобы найти оптимальное решение, требует изучения стратегических рынков, территориальных, технических, управленческих, организационных и финансовых альтернатив проекта.

horizontal rule

1 Беренс В., Хавранек П.М. Руководство по оценке эффективности инвестиций: Пер.с англ. перераб. и дополн. изд.- М.: АОЗТ "Интерэксперт", ИНФРА-М. 1995.

2 Бизнес-планирование. Под ред. В. М. Попова и С.И. Ляпунова.- М.: Финансы и статистика, 2002.

Предыдущая Главная Вверх Следующая        Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ruRambler's Top100

девки в спб